Вы здесь
«Парочка» - женском костюм рубежа XIX-ХХ веков.
В фондах Музейно-выставочного центра хранится коллекция одежды народов, проживающих в Сибири. Сегодня в рубрике «Выставочные проекты» мы расскажем о «парочке» - женском костюме, который бытовал в Сибири на рубеже XIX-ХХ веков.
Мода на тот или иной тип одежды имеет тенденцию распространяться из города в деревню. Процесс этот стал особенно интенсивным со второй половины ХIХ века в связи с ломкой патриархального деревенского быта, затронул он и народный костюм, этническое своеобразие которого сохранялось, прежде всего, в крестьянской среде. Именно в это время традиционный сарафан был заменён «парой» - кофта с юбкой, но в глубинке ещё долго сохранялся более традиционный вариант «пары» - это «круглый» сарафан с распашной кофтой.
Одежда начала ХХ века продолжала выполнять функцию своеобразного социального признака. Даже малоимущие горожане старались приобрести всё необходимое, чтобы не отличаться от «благородных».
В 1890-1900 г.г. в женском костюме стойко держалась длинная сборчатая или расклешенная юбка и плотно прилегающая к телу блузка с баской и «грибами» или «пузырями» на рукавах. Новшеством для крестьянской одежды были втачные рукава, которые почти всегда были длинными, слегка присобранными вверху. Кофта могла быть приталенной или с баской, а также прямого силуэта. Юбки шили, поначалу, как привычные в деревне сарафаны на длинных лямках, с густыми сборками на спине и собранные на гашник по талии. Позднее появляются юбки на жестком поясе и имели самый разнообразный крой.
Крестьянки шили одежду сами или же их ближайшие родственницы – матери, тётки, сёстры. Как и прежде – при пошиве традиционной одежды – они не пользовались выкройками, определяя размеры на глаз и запоминая схему раскроя и расчет расхода ткани. Например, на «парочку» (юбка и кофта) требовалось 12 аршин ткани, из них на кофту шло 3 аршина. Предпочтение отдавалось вороту-стойке и украшению грудки-кокетки оборками, декоративными машинными строчками, кружевом, тесёмками, атласными лентами и т.д.
Непременным дополнением «парочек» замужних женщин к этому времени становится головной убор – файшонка – кружевная ажурная косынка, плетённая из черных шелковых или хлопчатобумажных нитей.
Одна из заметных примет русской деревни конца ХХ – начала ХХ века – это появление кочующих портных, которые переезжали из деревни в деревню, выполняя заказы сельчан.