Музейно-образовательный проект «Парус надежды»

В современных условиях развития социокультурной практики всё более актуальными становятся музейные программы, помогающие детям, находящимся в социально опасном положении приобщиться к общеобразовательному процессу, к культурным ценностям и традициям разных народов, шедеврам разных эпох. Такая практика способствует и повышению уровня толерантности общества. 
 
Одной из приоритетных задач музейно-выставочного центра в плане работы с посетителями является создание комфортных условий для детей, находящихся в социально опасном положении, реализация прав детей молодёжи на пользование достижений краевой и музейной культуры, с учетом интеллектуальных и психологических особенностей. 
 
Музейно-выставочный центр города Когалыма не стоит в стороне и внедряет в свою деятельность практику занятий, экскурсий, мероприятий для посетителей данной категории. Способствует этому участие в различных конкурсах городского, окружного и всероссийского масштаба. Одним из последних достижений стало участие в окружном «Конкурсе программ и проектов организаций, занимающихся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних и молодёжи и защитой их прав в 2016 году». В рамках данного проекта музейно-выставочный центр занял I место и получил Грант I степени Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Автором и руководителем проекта является методист по музейно–образовательной деятельности Султангирова Регина Мухаррамовна.
 
По данным пресс-службы Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры, на конкурс было заявлено 56 проектов, допущено 54 проекта из 19 муниципальных образований автономного округа. Отметим, что целью конкурса являлось выявление и поддержка общественно значимых программ и проектов, направленных на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и молодёжи. 
 
Музейно-образовательный проект «Парус надежды» направлен на осуществление профилактики правонарушений и развитие несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении с помощью музейных средств. Проект предполагает тематические и практические мероприятия с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, в ходе которых участники проекта смогут развить познавательные, коммуникативные и творческие способности. Темы занятий определены в соответствии с возможностью их воздействия на психоэмоциональное и физическое состояние детей. Учитывается также эстетическое и познавательное значение проводимых программ. Основной аудиторией являются учащиеся школ города. Проект «Парус Надежды» состоит из интерактивно-образовательных, познавательных, игровых и творческих занятий. Мероприятия проводятся один раз в месяц. Продолжительность одного мероприятия 1–1,5 часа. Цикл не является завершённым и в ходе работы тематика его может быть расширена в связи с пожеланиями участников. В течение этого времени с детьми занимаются методисты и специалисты музейно–выставочного центра. В рамках реализации проекта предусматривается проведение различных экскурсий, мероприятий, акций, квестов, а также работа лектория с использованием возможностей зала «Транс-Форс» (просмотр научно-популярных фильмов).
 
7 апреля 2016 года в музейно-выставочном центре уже состоялось первое мероприятие по музейно-образовательному проекту «Парус надежды», которое называется «Знакомьтесь, музей!». На мероприятии ребята из школы № 7 познакомились с музеем, как с центром культуры и с основными музейными терминами и понятиями. В рамках мероприятия для детей была проведена обзорная экскурсии по музею. Участники узнали об истории и развитии города Когалым, о развитии нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», о богатстве и многообразии животного, растительного мира Югры, об удивительном народе - ханты, их жизни и быте, о талантливых творческих людях края и об истории округа в целом. Экскурсия сопровождалась играми и загадками.
 
По завершении юные когалымчане приняли участие в творческом мастер-классе по изготовлению сувенира «Совушка». Сувениры, изготовленные своими руками, по-прежнему остаются самым памятным подарком.
 
Участие в мастер-классе очень познавательно, интересно и полезно: школьники узнают новые виды творчества и смогут попробовать в нём свои силы. Работа с цветом, формой и фактурой оказывает благоприятное терапевтическое воздействие. С занятий участники непременно уйдут с результатом – законченным произведением, единственным в своём роде. Результат своего творчества дети покажут родным и близким, обязательно получат от них похвалу, а возможно и восхищение, что непременно поднимет им самооценку.
 
К участию в проекте, который позволит создать для детей, находящихся в социально опасном положении оптимальную среду для психоэмоционального развития и успешной социализации, приглашаются учебные заведения города.