Вот взять бы весь город целиком и переставить его туда, где потеплее

Мануйленко Эдуард Васильевич
Стройотрядовец

 

В Когалымя прибыл в июне 1983 года вместе с ребятами-стройотрядовцами из Таллинского политехнического института Эстонской ССР.  Мне было 17 лет, я только закончилпервый курс института. 

Удивительно, но природа здесь очень похожа на эстонскую: лето было очень жаркое, болота выдавали запах гниющих растений. Тоже самое у нас, когда с моря водоросли выбрасываются штормом и гниют. Запах йода похожий. Только здесь показалось жарче, очень жаркое в тот год лето стояло.  Из Сургута мы ехали сюда поездом 14 часов. Есть, что вспомнить... Ехали на бичевозе без стекол, без ничего… Бичевозом назывался пассажирский вагон общего назначения, но разбитый вахтовиками донельзя. Мы заняли с ребятами два купе, нас 25 человек было. Как селёдки в бочке сидели. Поезд ехал медленно, останавливался возле каждого столба. Кто-то покурить выходил, кто-то искупаться, пешком шли параллельно поезду. Развлекались как могли. Молодые были.  
Когда в институте сказали, что едем в Когалым, я даже не знал и не слышал о таком. Тогда это был посёлок маленький. Город строился только. Жили мы на промзоне СУ-7.Там стояли три коттеджа и три ангара-арочника, вот к этим арочникам мы пристраивали служебно-бытовые помещения. Потом в посёлке эстонском выкладывали дорожки, в городе работали тоже. Сейчас я живу как раз в том доме, где мы с нашими ребятами заливали бетоном подвалы (Дружбы Народов, 18). Эти дома были очень похожи на новыйрайонТаллина «Ыйсмяе», дома были одной серии. Ощущение такое было, что никуда и не уезжал.  Но домов-то было – раз-два и обчёлся… Всего ничего… 

Работали мы так: нас было четверо молодых, после первого курса, остальные были после пятого, после военной кафедры... У них это была заключительная поездка в стройотряд, потом они уже выходили во взрослую жизнь. Из них двое продолжили работу в строительном управлении №7 треста «Таллинстрой». Руководителем тогда был Борис Михайлов, хороший человек.  Мы-то совсем ещё мальчишками были, старосте нашему вообще 16 лет было. Он очень хорошо учился, закончил среднюю школу на год раньше, поэтому его взяли раньше и в институт, и он с нами поехал.  Когда мы отработали свой срок, нам заплатили деньги. На тот момент это было очень много, а со студентов налоги не брали.  Конечно, мы и работали, как могли, пока не падали. И так получилось, что мы все вместе приехали в Сургут из Когалыма и в аэропорту кучкой сели. У нас сумка была спортивная, полная денег в банковских упаковках.  Деньги распределяли между нами по баллам и по отработанным часам, там своя градация была. Всё было рассчитано. Деньги нам командир отряда раздал уже в самолёте – у меня на тот момент вышло 2 700 рублей.  У постоянных работников получалось по 700 рублей в месяц, а у нас больше. Удивлялись все – как так? Но у нас была аккордно-премиальная оплата труда и много таких работ, которые оплачивались премией. Тогда я узнал, как составлять наряды, как пользоваться ЕНиРами – это единые нормы и расценки, как коэффициенты вычисляются. Пытался, как губка, впитать в себя разные данные. Всё потом пригодилось в жизни.  

В сентябре мы вернулись домой в Таллин, а в октябре меня призвали в армию. Служил на Дальнем Востоке, после армии восстановился в институте. А потом решили мы с ребятами после армии отдохнуть немного, взяли академический отпуск и уехали в Сургут. Я стал комиссаром стройотряда, потом через ЦК комсомола Эстонии меня назначили командиром отряда. Стройотряд назывался «Викинг». Нас было 16 человек, все молодые.  Жили мы в Сургуте на железнодорожном вокзале, строили завод ЖБИ. Работа была разная: заливали крыши, штукатурили цеха.  Сургут был тогда зоной Одесских стройотрядов, много ребят было с Украины и из Чечни. Перезнакомились все.  Интересно было. 

Когда время работы стройотряда закончилось, я ребят отправил домой, а сам остался работать на железной дороге, в дистанции гражданских сооружений. Мы обслуживали гражданские объекты на всех станциях, от Тобольска до Нового Уренгоя, в том числе и в Когалыме. Интересно было вновь здесь побывать. Домов стало больше.  Красив стал город. 

Из Сургута жизнь меня забросила в Ноябрьск. Женился. Потом начались проблемы с зарплатой. Уехали мы в Новосибирск, а уже оттудаопять в Когалым вернулись, в 1995 году. У нас здесь были друзья.  И с тех пор живем здесь.
Был интересный момент. В 1992 году приехал в Когалым, к друзьям, и решил зайти в знакомое строительное управление треста «Таллинстрой», СУ-7, они тогда уже назывались «СУЭКС» - Строительное управление Эсткогалымстрой. «Таллинстрой» развалился уже, и каждое управление стало самостоятельной организацией. Пришёл к начальнику, товарищ Сооер начальником тогда был.  Мы поговорили. Он достал генплан города, показал мне, что ещё построили. А мне вспомнился интересный момент. Когда мы работали в 1983 году в стройотряде, нам дали задание вычистить склад, убрать окаменевший цемент. Спрашиваем: куда деть? Свалки не было, времена были простые. Найдите яму, говорят, или болотце, туда выбросите, потом зароем.  Ну мы и нашли яму. Выбросили тонн 10, наверное. Зарыли. Рассказал я Сооеру эту историю про похороны цемента, и тут выяснилось, что они начали строить кинотеатр «Янтарь» и очень удивились, найдя наш цемент.  Получается, что сейчас там, где раньше был лес, центр города.  Вот так. А сейчас на этом месте филиал Малого театра стоит. 

Насчёт квартиры тоже интересный случай был. Я был в отпуске, когда мне позвонили и сказали, что выделили материальную помощь на приобретение жилья. Я позвонил жене, говорю – посмотри квартиры. Она выбрала. Когда я приехал, оказалось, что она выбрала квартиру именно в том доме, где я в 1983 году заливал подвалы. 

Когда мы переехали в Когалым, я опять устроился работать к землякам. Строили здание «Лукойл-Западная Сибирь»  - перекрывали первый этаж главного корпуса, строили вертолетную площадку, перекрывали другие корпуса. Потом меня сократили. Ушёл работать на железную дорогу, затем работал в органах вневедомственной охраны. Сейчас работаю в Ортъягунском линейно-производственном управлении магистральных газопроводов КС-2 ООО «ГазпромТрансгазСургут». 

Уезжать из города не хочу. Думаю, вот взять бы весь город целиком и переставить его туда, где потеплее. Такого города как Когалым я нигде не видел, хотя много где бывал. Здесь всё для людей.