Быстро росло население, росло и количество учащихся

Гаврилова Тамара Григорьевна
председатель общественной организации «Первопроходцы Когалыма»

В июне 1977 года случилось моё знакомство Севером Тюменской области. Мой муж был направлен от свердловского предприятия на строительство железнодорожного моста через реку Тром-Аган в поселок Юбилейный. В начале июня 330 метровый мост был сдан, но энергопоезд продолжал обеспечивать электричеством поселок и систему гидронамыва. И так как у меня начался отпуск, мы с дочерью поехали в гости в этот самый поселок Юбилейный. Всё показалось мне тогда интересным. Мост с огромными щелями между шпалами, удивительная тайга по берегам большой реки, непохожая на уральские леса. Чернику, бруснику, белые грибы и подосиновики набирали, не уходя далеко от жилища. Загоревшие и отдохнувшие, мы возвратились домой, так как школы в Юбилейном, естественно, не было, и я продолжила работать в Свердловске.

В сентябре 1977 года мужа перевели  на станцию Когалымская, где открывалась восьмилетняя школа и поэтому мы с дочерью приехали 7 ноября сюда. Сначала долетели до города Тобольска, затем - долгожданный поезд в город Сургут. До Когалымской можно было долететь только вертолётом, но, к несчастью, вертолетчиков не было на месте, поэтому пришлось остаться в здании Сургутского аэропорта и прождать четверо суток. Конечно же, не нам одним надо было добраться до когалымской. Кто-то возвращался из отпуска в достаточно неподходящей для той погоды одежде, другие выписались из Сургутской районной больницы (своей-то на Когалымской не было). Женщины отправились к командиру вертолётного отряда и сумели убедить его, что пора отправлять людей на Когалымскую, так как никаких сил на проживание в аэропорту уже не было. Он выделил самолет "Аннушку" и мы полетели. Недалеко от места его приземления шла засыпанная снегом насыпь будущей железной дороги, а кругом белое безмолвие сибирской тайги. Когда преодолели насыпь, увидели вагончики, балки, бараки, контору строительно-монтажного поезда № 524, склады отдела рабочего снабжения. Устроились в половине вагончика, в котором жил муж, пошли к месту моей работы.

Прямо в лесу стоит маленькое деревянное здание - школа. Шесть классных комнат, пол в которых покрыт черной синтетической плёнкой, такой обертывали нефте- и газопроводы. Небольшая учительская, одновременно являющаяся библиотекой, кабинет директора и буфет для кормления детей (пищу готовили и привозили из столовой). 12 ноября 1977 года я вышла на работу. Учащихся в школе было всего около 50 детей. Сургутский районный отдел образования, в ведении которого находилась школа, даже дал негласное разрешение добавить в списки несколько человек, чтобы школа получила официальное разрешение на открытие. В те первые годы учителя и дети не знали никаких актированных дней: на улице мороз под - 50 градусов, в здании школы в очередной раз промерзали батареи отопления, на полу застывшая вода и осколки радиаторов, а учителя и ученики - в шубах, валенках, шапках и варежках.

Жить в те годы было очень трудно, жили кто в вагончиках, кто в балках. В вагончике было особенно трудно, ведь приходилось топить всю ночь. Счастливыми были те, у кого квартира была в деревянном доме. Моя семья полгода жила в вагончике, в квартире людей уехавших в отпуск, в комнате зубного врача, пока она отдыхала. Жили двумя семьями, отгородившись простынями, в кабинете конторы СМП-524. Позже нам предоставили своё жильё. Это были всего лишь стены в двухквартирном доме. Сами обивали стены сухой штукатуркой, проводили электропроводку, клали печь, ставили перегородки. И вот долгожданный переезд! Это было чудесно. Прихожая, кухня, комната для дочери, спальня и общая комната. Все было крошечное, но это было счастье. Переехали в апреле, но впереди нас ждала масса трудностей. Необходимы были дрова, чтобы отопить морозной зимой наше жилье. После работы бегом бежали домой - надо топить печь, готовить посуду под воду, которую вечерами из артезианской скважины развозила машина - "водовозка". Она часто выходила из строя. Тогда ставили фляги на санки, брали ведра в руки и сами шли к этой скважине-водокачке.

Школа жила своей интересной жизнью. Дети, которые теперь уже сами взрослые люди, вероятно, помнят пионерские сборы тех лет, жаркие комсомольские собрания, различные вечера. В те годы частенько проводили субботники, воскресники, где учителя с ребятами помогали шефам - СМП -524.
Рабочие СМП рубили сосны, прокладывая трассу для железной дороги до Ноябрьска, отсыпали полотно, укладывали рельсы. И вот приходит пробный первый поезд, начинается движение товарных составов. Это дало новый толчок развитию Когалыма. Пошли грузы, необходимые для дальнейшего строительства. Первый пассажирский поезд, который пришёл в Когалым из Сургута, был летом 1978 года. Он вёз студентов строительного отряда, которые постоянно, начиная 1976 года, помогали строить Когалым. Ехали очень-очень медленно: из Сургута выехали около восьми часов вечера, а прибыли в Когалым около шести утра.

Всем поселком радовались каждому вновь построенному дому. Дома уже пошли "бамовские". Квартиры в них считались престижными, отличались благоустроенностью от первых "деревяшек" с удобствами на улице. Трудились с огоньком, торопились к определенному сроку сдать начатое строительство. Эта работа была овеяна дымкой романтики - здесь среди болот и тайги учились, строили, жили и живем нормальной человеческой жизнью.
Быстро росло население, росло и количество учащихся. В 1979-1980 учебном году восьмилетняя школа стала средней. Появились новые организации, звучали слова "нефть", "нефтяник", "буровик", "нефтедобыча", "КС", "ДНС", "куст", "СМУ", "ПУБР", "СУМР"...