Вы здесь
Рубрика "PROМУЗЕЙ"
Друзья, сегодня в рубрике "PROмузей" мы расскажем об иконе Святого праведного Симеона Верхотурского, написанной во второй половине XIX века.
Согласно житию, Симеон родился в начале XVII в. в богатой дворянской семье. После смерти родителей в Смутное время пришёл на Урал и сначала поселился в Верхотурье, а затем перебрался в село Меркушино где провёл большую часть жизни, скрывая своё происхождение.
Летом Симеон добывал себе пропитание рыбной ловлей, а зимой занимался пошивом шуб для крестьян в сёлах Верхотурского уезда. Работал он в основном у бедных людей, с которых по большей части отказывался брать плату за свои труды. Он считал вполне достаточным для себя вознаграждением кров и пищу, которыми пользовался у хозяев во время работы. Чтобы не получать платы, часто он оставлял одежду недошитой и уходил из села.
Через несколько десятков лет после смерти Симеона появились сообщения о чудесных исцелениях на могиле святого. Мощи Симеона были помещены в Николаевский монастырь города Верхотурье. Святыня привлекала в монастырь многочисленных паломников, число которых в начале XX в. достигало 60 тыс. человек в год.
После революции, в рамках борьбы с религией, мощи Симеона Верхотурского передали в музей. Только в 1989 г. мощи вернули Русской православной церкви, а в 1992 г. перенесли в отреставрированный и вновь освящённый Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря города Верхотурье.
За несколько столетий сложилась иконография образа Симеона Верхотурского. Традиционно Симеона писали стоящим на берегу реки с удочкой и ведёрком воды у ног. С небесного сегмента на праведного исходят светящиеся лучи, как благословение от Господа на духовные подвиги. На заднем плане располагается часовня или комплекс монастырских строений.
Как и многие другие иконы Симеона Верхотурского, икона из собрания Музейно-выставочного центра имеет признаки кустарного изготовления. Это говорит о широкой популярности образа святого в Сибири и за её пределами.