Вы здесь
Культурно-выставочный центр Русского музея
Мы продолжаем знакомство с работами художников Григория и Никанора Чернецовых, которые можно увидеть в выставочном зале Культурно-выставочного центра Русского музея в Когалыме.
Мечта братьев Чернецовых запечатлеть «красоты отечественной природы и придать большее понятие о знаменитой русской реке», осуществилась в 1838 г. С разрешения комитета Академии художеств Григорий, Никанор, Поликарп (их младший брат) Чернецовы и их ученик Антон Иванов «отправились от Рыбинска до Астрахани водою, для срисования с натуры замечательных мест по обоим берегам Волги в панорамном виде». Чернецовы отмечают в своих записках, что они «старались, сколько было возможно, не опускать примечательное: по живописности, историческим воспоминаниям, или предметам, имеющим в себе что-либо отличительное; при этом делали мы письменные замечания, составившие наши путевые записки». Начавшись весной, путешествие завершилось поздней осенью.
Главным результатом путешествия художников была «Параллель берегов Волги» по семи губерниям, над которой они работали до начала 1850-х гг. Панорама Чернецовых имела длину 700 м и высоту 2,5 м. Огромная картина, исполненная с высоким художественным мастерством, изображала все достопримечательности великой русской реки от Рыбинска до Астрахани. Панорама была закреплена на двух поставленных вертикально цилиндрах и расположена за окном помещения, оборудованного в виде каюты. При перематывании картины с одного цилиндра на другой и при соответствующем шумовом оформлении у зрителя возникало ощущение движения судна.
В 1851 г. Чернецовы представили панораму царю в расчёте на материальное вознаграждение, в котором они очень нуждались. Кроме того, они надеялись, заручившись одобрением царя, издать свои материалы. Однако Николай I ограничился благим пожеланием, чтобы любители изящного оценили и поддержали «труд достойных художников» и не отпустил ассигнований на издание. При этом царь также отклонил ходатайство Академии художеств об увеличении денежного содержания Григорию и назначении такого же содержания Никанору. Разбогатеть художникам не удалось, оба умерли в бедности.
Кроме грандиозной панорамы, под впечатлением путешествия по Волге Чернецовы создали множество пейзажей, наполненных романтической восторженностью, среди них – «Вид города Ярославля» (1860 г.) Никанора Чернецова. Именно в этот волжский период начался творческий расцвет художников. Лучшие их вещи привлекают глубоким восприятием природы, блестящим мастерством. В них звучит подлинное чувство, искренняя взволнованность живописцев.
Пейзажи братьев Чернецовых вы можете увидеть в КВЦ Русского музея в Когалыме по адресу ул. Югорская, 30. Телефон для записи на экскурсии: 65-700