Вы здесь
Культурно-выставочный центр Русского музея
Продолжаем знакомство с творчеством великого русского художника Карла Брюллова, чьи работы можно увидеть в Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме.
В середине XIX века завершилось грандиозное строительство самого большого храма в Санкт-Петербурге – Исаакиевского собора. В 1842 году император Николай I поручает «великому Карлу» роспись огромного центрального купола. Художник с воодушевлением принялся за работу, которая давала ему проявить себя как виртуозного мастера монументальной живописи.
В пылу вдохновения он говорил своим ученикам: «Мне тесно, я бы теперь расписал небо!». Плафон главного купола Исаакиевского собора изображает Богоматерь в окружении святых. Многочисленные персонажи изображены без детализации, свободными, широкими мазками. Роспись плафона поражает посетителей легкостью и смелостью исполнения — качествами, присущими произведению большого мастера. Фигуры, окружающие Богоматерь, изображены в сложных ракурсах. Их очертания намечены скупыми, но выразительными контурами. Радостное, солнечное впечатление производит колорит картины. Даже в пасмурный день роспись купола дает ощущение воздуха, глубины небесного пространства и легкости фигур. Мягкие тона изображения, их сочная декоративность прекрасно гармонируют с архитектурным оформлением собора. Художники часто сравнивают изображение красками с музыкальной мелодией, в которой каждый отдельный звук сам по себе ничего не выражает, но в сочетании с другими производит нужное звучание. Если нарушить взаимосвязь - гармонию звуков, мелодия перестанет существовать. То же самое в работе красками. Допустимо избрать ту или иную красочную гамму, более светлую или насыщенную, - не это важно. Важно соблюдать различия предметов по силе цвета. Иначе живопись не будет производить цельного, правдивого, гармоничного впечатления.
Работая над росписью, Карл Брюллов проводил на лесах под куполом целые дни. Эта работа в сыром недостроенном соборе подорвала его здоровье: мраморная пыль, резкая смена температуры, сквозняк из раскрытых окон вызвали у художника ревматизм, а затем и тяжелое осложнение на сердце. Брюллов просил об освобождении его от работы и по рекомендации врачей уехал лечиться в Италию. В 1852 году К. П. Брюллов скончался.
В наши дни, придя в Исаакиевский собор, мы можем увидеть отреставрированную роспись купола, а в КВЦ Русского музея в Когалыме выставлен эскиз той самой росписи, написанный рукой гениального художника.