Вы здесь

6.02.2023

Рубрика "Выставочные проекты"

   Сегодня в рубрике «Выставочные проекты» мы продолжим знакомить вас с разнообразием и историей развития русских атрибутов чаепития. На этот раз мы познакомим вас с праздничной фарфоровой посудой, представленной на выставке «Русский чудо-самовар»: уникальным молочником конца XIX – начала ХХ вв. из чайного сервиза Кузнецовской мануфактуры.

   Родоначальник династии Кузнецовых – Яков Васильев – жил в Гжельской волости, имел постоялый двор и хорошо зарабатывал кузнечным ремеслом и, в виду такого успеха, даже сменил фамилию на Кузнецов. В 1812 году он решил заняться изготовлением посуды и организовал фарфоровое производство.

   Потомки Кузнецова создали «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий», которое со временем стало крупнейшим в Европе. В начале XX века на фабриках «Товарищества» производилось около 2/3 российского фарфора, а в 1902 году Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества: предприятие получило почётное право использовать на своих изделиях символ государства – изображение двуглавого орла.

   Заводы выпускали ассортимент, позволявший войти в каждый дом: крестьянам предназначался товар дешёвый, не очень броский, тогда как горожане скупали сервизы средней цены, но по росписи похожие на дорогие «дворянские». Для богатых купцов предложили посуду, покрытую изнутри сплошь золотом – «золотое нутро» или «полунутро».

   Выпускалась посуда «трактирная» – для ресторанов. На заводах одновременно существовали два стиля росписи фарфора: подражание западноевропейским «машинным» образцам и традиционная ручная роспись, в том числе самобытная «Дулёвская агашка».

   Все новинки в области «фарфорового» дела Кузнецовы сразу применяли на своих фабриках, чтобы иметь конкурентные преимущества. Применялась новая технология росписи, многих мастеров они отправляли учиться, полностью оплачивая их расходы на обучение, нанимали известных художников с мировыми именами. Так товариществу удалось привлечь к сотрудничеству художника Михаила Врубеля, сделавшего эскиз декоративного блюда «Садко».

   В «Товариществе» каждый завод имел определенную самостоятельность, а их продукция обретала собственных почитателей. Дулёвский фарфор, выпускаемый на заводе в селе Дулёво, входившем в «Товарищество», представлял страну на всемирных выставках. Его изделия были отмечены золотыми медалями в Париже, Гран-при Реймсе и Льеже. Перед Первой мировой войной Дулёвский завод по своему техническому оснащению стал одним из лучших в Европе.

   Сегодня Дулёвский фарфоровый завод поставляет свою продукцию в 75 регионов России, в 6 стран ближнего зарубежья, а также в США, Канаду, Норвегию и другие страны.

   #МузейКогалым #ВыставочныеПроекты