Вы здесь
Культурно-выставочный центр Русского музея
Сегодня в постоянной рубрике «Культурно-выставочный центр Русского музея в Когалыме» мы расскажем о живописной работе А.Г. Венецианова «Гадание на картах».
Алексей Гаврилович Венецианов родился в 1780 г. в Москве, в семье купца 2-й гильдии. В 1802 г. А. Г. Венецианов приезжает в Петербург, где поступает на службу в лесной департамент и одновременно становится учеником известного живописца В.Л. Боровиковского, копирует в Эрмитаже полотна знаменитых мастеров.
Становление художника происходило медленно. Долгие годы он совмещал службу в различных ведомственных учреждениях с занятиями живописью. Постепенно его работы привлекли внимание публики и Академии художеств, пригласившей его для преподавания в классе.
В 1819 г. Венецианов вышел в отставку, приобрёл небольшое имение в Тверской губернии и полностью отдался творчеству.
Жизнь в имении позволила художнику лучше узнать труд и быт русских крестьян, оценить их человеческие качества, способствовала обращению его к новой теме — изображению крестьянства, причём изображению, идущему вразрез с канонами академизма. Героями своей картины художник делает людей, какие еще никогда не появлялись в русской живописи.
Картина «Гадание на картах» была написана в 1842 г. в деревне Сафонково, Тверской губернии. Картина является довольно типичным для Венецианова совмещением жанровой живописи и портрета. Образы крестьянок реалистически достоверны, вместе с тем несколько обобщённы, как символ народа. В представлении художника именно народ является носителем нравственного начала – трудолюбия, религиозности, способности к сильным привязанностям.
Гадание на картах имело в России в ХIХ в. широкую популярность. По общему мнению, карты обладали магической силой и могли рассказать о прошлом человека или предсказать его будущее. Гадание было своего рода игрой, которой с увлечение предавались и в великосветском обществе, и в крестьянской среде. На картине молодая девушка гадает своей подруге. Если присмотреться, то карты предсказывают «позднюю дорогу, свидание с бубновым королем и сердечные хлопоты». В то же время девушке грозят какие-то неприятности от «крестовой дамы», бубновый туз в руках обещает письмо или известие.