Вы здесь

30.09.2020

старообрядческий молельный женский костюм

   В фондах Музейно-выставочного центра хранятся уникальные костюмы из коллекции одежды народов, проживавших в Сибири. Сегодня в рубрике «PROмузей» мы расскажем о старообрядческом моленном (молельном) женском костюме - традиционной одежде староверов, использующейся для моления.
   Староверы – традиционное самоназвание всех ревнителей церковной старины. Название «старообрядцы» было введено в официальное употребление при Екатерине II вместо прежнего уничижительного термина «раскольники». Старообрядцами и староверами называют себя и «поповцы» (у них есть священнослужители) и «беспоповцы», окормляемые духовными наставниками «из своих». И те, и другие верят в святую апостольскую церковь, крестное знамение совершают двумя перстами, как былопринято до реформы патриарха Никона – до раскола. 
   «Что старо - то свято, что старее - то правее» - по этим заветам предков более 3-х веков живут ревнители древнего благочестия и веры - старообрядцы. Благодаря консерватизму, распространявшемуся не только на вопросы веры, но и на весь уклад жизни, одежда старообрядцев вплоть до начала ХХ века сохраняла древнейшие архаические формы - комплекс одежды с сарафаном, характерный для северных и центральных областей Европейской России и имевший широкое распространение по всей Сибири и на Урале.
   Идя в храм, женщины не опоясывали сарафаны, так как фигура молящейся -  как вместилище греха должна быть скрыта. Моленный костюм традиционно состоял из тёмного сарафана, нижней белой рубахи с поясом, и двух платков – нижнего и верхнего, который на богослужение надевался в роспуск (по спине спускалось два конца) или на уголок и закалывался на булавку под подбородком. Манера надевания платка зависела от местной традиции, которая могла отличаться от традиции соседней общины, но обязательным правилом для всех было то, что и девицы, и женщины надевали платок так, чтобы он полностью скрывал линию волос.
   У староверок поповских толков существовало и существует поныне кроме тёмного – «постового» сарафана разделение моленной одежды по цвету, где для каждого церковного праздника предназначалась определенная цветовая гамма.