Вы здесь
Рубрика "PROМУЗЕЙ"
Друзья, сегодня в рубрике "PROмузей" мы поговорим о предмете, который неизменно привлекает внимание посетителей Музейно-выставочного центра.
С изобретением колеса перевозка грузов сильно упростилась, и на долгие тысячелетия деревянные повозки - телеги, арбы, подводы и пр., приводимые в движение животными, стали основным грузовым транспортным средством человечества.
Телега - один из древних видов русского транспорта, предназначенная для перевозки пассажиров и груза. Она известна на Руси с X-XI вв., однако вплоть до XVIII в. телеги использовали не так широко, как сани. Это объяснялось плохими дорогами, по которым даже летом можно было проехать только на полозьях.
Развитие тележного транспорта потребовало создания специально оборудованных дорог, мостов, паромных переправ и т.д. Дороги и торговый извоз стимулировали рост сёл и городов, стоявших на наиболее оживленных торговых путях. Тележные обозы стали главным средством обеспечения растущих сёл и городов всем необходимым для их существования. С увеличением объёмов перевозимого на телегах груза стала возможным организация крупных торжищ, рынков и регулярных ярмарок.
Несмотря на кажущуюся примитивность, телега является сложным техническим сооружением, состоящим из многих деталей. На строительство телеги у сельского плотника и его помощника уходило не меньше месяца работы.
Главными частями телеги были оси с колёсами и кузов. Оси представляли собой две поперечные толстые перекладины, державшие колёса и кузов телеги. Их делали из твёрдых пород дерева. На каждую ось надевали по два деревянных колеса с железной шиной. В крестьянской телеге колёса на передней, подвижной оси делали меньших размеров, чем на задней - неподвижной, чтобы уменьшить нагрузку на них. К тому же это было удобно при крутых поворотах. Верхняя часть телеги - кузов - могла быть самой разной формы. Это зависело от того, для каких дорог и каких перевозок была предназначена та или иная телега. Для тяжёлых предметов телегу делали с плоским кузовом. Это существенно облегчало погрузку и разгрузку. Для лёгкого, но громоздкого груза использовали телегу с высокими расходящимися бортами. Эта конструкция позволяла прочно заложить нижнюю часть поклажи, благодаря чему та не съезжала и не заваливалась набок. Грузоподъёмность обычных телег составляла около 750 кг, однако существовали также телеги-тяжеловозы, на которых можно было перевозить до двух тонн груза. Запрягали в телегу обычно одну лошадь.
Несмотря на то, что с развитием грузового автомобильного транспорта в начале ХХ в. роль телеги гужевых перевозок вообще снижается, в Советском Союзе производством телег занималось 12 телегостроительных заводов, и даже сейчас телеги в России производятся на шести предприятиях.