Вы здесь

20.12.2023

РУБРИКА "ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ"

   Друзья, сегодня в рубрике «PROмузей» мы представляем вашему вниманию одно из необычных технических устройств из собрания Музейно-выставочного центра.

   На протяжении всей своей истории человечество задумывалось о взаимосвязи цвета и звука. Ещё Аристотель в философском трактате «О душе» писал: «Цвета по приятности их гармонии могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными».

   На рубеже XIX и XX вв. было сформулировано понятие «музыкально-цветовой синестезии» или «цветного слуха» (когда некоторые люди «видят» звук или «слышат» цвет). Этот феномен считается отчасти когнитивным нарушением – подменой свойств одной функции мозга свойствами другой и особенно часто встречается у музыкантов.
Композитор Александр Скрябин был первым синестетиком от академической школы. Он считается автором научной концепции синтеза света и звука, которую реализовал в своём знаменитом произведении «Прометей» (1910 г.). Впервые в истории в музыкальной партитуре было прописано световое сопровождение.

   Спустя десятки лет советские инженеры смогли воплотить в жизнь и развить идею Скрябина. В больших концертных залах проходили цветомузыкальные концерты, проводились научные конференции, на которых учёные делились достижениями в сфере цветомузыкальной инженерии. Цветомузыкальные технологии использовались для решения проблемы сенсорной депривации во время долгих космических полетов.

   Применялись эти технологии и в быту. В 1964 г. в продажу поступила первая радиола, за решёткой динамика которой были установлены разноцветные лампочки, переливающиеся в такт музыке. В 1970-е гг., с развитием электроники и удешевлением её элементной базы, страну накрыла волна интереса к цветомузыкальным эффектам. Практически каждая дискотека в 1980-е гг. сопровождалась цветовыми и световыми эффектами, что стало даже характерной приметой времени.

   Светотехника для домашнего пользовались большим спросом и была представлена в довольно широком ассортименте – в Советском Союзе серийно производилось более 70 моделей бытовых цветомузыкальных устройств, от дорогостоящих комплексов до простых комплектов в виде детского конструктора. Собирались они также и вручную по схемам, публиковавшимся в популярных технических журналах.
Все цветомузыкальные устройства работали в такт музыке и действовали по единому принципу разделения звукового спектра на три или четыре полосы: низкие частоты отражаются красным цветом, средние – зелёным или жёлтым, высокие – синим. Одни модели предназначались для концертов, другие – для домашнего использования: такие устройства можно было подключить к проигрывателю, электрофону или радиоле.

   В собрании Музейно-выставочного центра имеется четырёхканальное цветомузыкальное устройство «Радуга», выпущенное предположительно в середине 1980-х гг. на Кировском заводе «Маяк».

   #МузейКогалым #PROмузей