Вы здесь
КВЦ Русского музея
Ксения Александровна Клементьева известна, прежде всего, как художник иллюстратор. Ее работы знакомы не одному поколению читателей и стали классикой советской иллюстрации. Выразительные чёрно-белые рисунки к книге Софьи Могилевской «Марка страны Гонделупы» прекрасно раскрывают мир маленьких героев, наполненный искренними эмоциями и согретый любовью и пониманием взрослых. Ей довелось воплотить образы героев Пушкина, Толстого, Тургенева, Некрасова. Неудивительно, что книга становится «деталью» одного из немногих живописных произведений художницы. Из черной глубины холста выступает теплое, как будто озаренное внутренним светом лицо молодой женщины. Взгляд ее темных глаз, направленный на зрителя, загадочен и задумчив. Что прочла она на страницах маленькой книжицы, что держит в руке? Откуда взялась эта едва уловимая тревога, что запечатлена в портрете. Мотив женщины с книгой, сочетание глухого темного фона с золотистой охрой лица и насыщенно красным платьем вызывает в памяти старинные портреты голландских мастеро. Кажется, оттуда же, из средневековья, этот легкий поворот головы, и изящная кисть руки с длинными пальцами... Лишь коротко подстриженные рыжеватые пышные волосы, выбивающиеся из-под шляпки, кокетливо сдвинутой набок, да простой, по моде 20-х годов прошлого века, покрой платья подсказывают зрителю «происхождение» модели. Ум, образованность, самостоятельность суждений и решительность в выборе судьбы – те качества представительниц русской интеллигенции, которыми в полной мере обладала К.Климентьева, унаследовав у своей матери, это то, что ценит художница в героинях своих портретов. А острое чувство цвета, выразительность рисунка, эмоциональная неоднозначность образа – все выдает ее немалый талант и глубокую, страстную натуру. Тягу к неоклассическому толкованию образа привили Климентьевой ее учителя по Новой Художественной мастерской – В.И.Шухаев и А.Е.Яковлев.