Вы здесь
КВЦ Русского музея
Венецианов Алексей Гаврилович. 1780 - 1847. Живописец, жанрист, портретист. Академик Императорской Академии художеств (1811). Родился в Москве в купеческой семье. В 1802 переехал в Петербург. С 1807 по 1819 состоял на государственной службе - служил чиновником в Почтовом, а затем Лесном департаментах. Живописью стал заниматься поздно, самостоятельно. Брал уроки у В. Л. Боровиковского, копировал картины в Эрмитаже. Творческую деятельность начал как портретист. В 1807 предпринял издание сатирического журнала, который был запрещен правительством. В 1812-1813 участвовал в создании большой серии карикатур на события войны с Наполеоном. Сделал много рисунков на бытовые темы. С 1819 - в отставке, полностью посвятил себя живописи. Жил в своем имении Сафонково Тверской губернии. Создал школу, в которую принимал крепостных и детей из бедных семейств.
В историю русского искусства А.Г. Венецианов вошел как основоположник бытового жанра, утвердивший крестьянскую тему в русском искусстве. Художник часто писал крестьян из своего имения Сафонково под Тверью, создав великолепную галерею поэтических образов. Их можно отнести к категории жанрового портрета (портрета типа).
Одной из таких работ является картина «Молочница». Героиня картины – молодая крестьянка в красном повойнике (платке), белой холщовой рубахе, русском деревенском сарафане. Ее молодое лицо, натруженные загорелые руки, здоровое тело написаны художником с великолепным пластическим мастерством, сочетающим натуральную точность и обобщение. Освещенная потоком света, фигура молодой крестьянки лаконично выделяется на темном фоне бревенчатой стены крестьянского дома. Легкая улыбка на губах, мягкость и доброта во взгляде выдают жизнерадостный, веселый характер героини. Взгляд ее, видимо, обращен к ребенку, который ждет вкусного парного молока. В руках у девушки большой глиняный подойник, накрытый белым льняным полотенцем с вышивкой и кружевом. Носик подойника она прикрывает чистой тканью, готовясь процедить молоко.
Раскрывая в портрете-типе целостную, емкую картину 4 крестьянского мира, Венецианов работает яркими красками. Он последовательно строит цветовую гамму при помощи контраста красного и коричневого цвета. Хотя образ списан с натуры, художник не избежал некоторой идеализации. Венецианов базируется на эстетике классицизма, потому в трактовке образа прослеживаются черты, отсылающие к античной пластике и образам Ренессанса. Русские крестьянки наделены идеальными пропорциями греческих богинь. Органично сочетая «идеально-прекрасные» тенденции и национальный характер, Венецианов воплотил национальный идеал русской красоты, раскрыв «самую душу русских крестьян». По своей духовной ясности, гармоничности и цельности натуры крестьяне Венецианова - одни из самых возвышенных в русской живописи XIX века.