Вы здесь

2.06.2022

Культурно-выставочный центр Русского музея

Дорогие когалымчане и гости нашего города. В КВЦ Русского музея проходит выставка «Женщины в русском искусстве». И мы рады знакомить вас с жизнью и творчеством художников, чьи работы экспонируются сегодня на выставке.

Мария Константиновна Башкирцева. В 1870 г. после развода родителей уехала с матерью за границу и поселились в Ницце. В 1877 г. вся семья переселяется в Париж. В этом же году Мария поступает в известную студию Ф. Жюлиана. После одиннадцатимесячной работы в мастерской жюри Академии, состоящее из знаменитых художников (Робер-Флёри, Бугеро, Буланже, Лефевр), присуждает ей золотую медаль.

Наделенная от природы сильным голосом Башкирцева мечтала о сцене. Но с театральными грезами со временем пришлось расстаться: тяжелое заболевание горла почти полностью лишило ее голоса. Тогда она приняла решение стать художницей и поступила в частную Академию живописи Р. Жюлиана. Окружающие сначала восприняли
это как экстравагантный шаг молодой русской аристократки, как бездумное увлечение, которое быстро пройдет... Но после первых же занятий профессор Жюлиан пишет: «Я думал, что это каприз балованного ребенка, но я должен сознаться, что она действительно
работает, что у нее есть воля и она хорошо одарена. Если это будет продолжаться, то через три месяца ее рисунки могут быть приняты в Салон».

И действительно, творчество Башкирцевой, пользовалось неизменным успехом у зрителей, а критики отмечали оригинальную живописную манеру молодой художницы, великолепный рисунок и особую грустную лирику ее картин.
Знакомство с Жюлем Бастьен-Лепажем, его творчеством, проникнутым идеей «поэтического реализма», сделало искусство Башкирцевой еще более утонченным и глубоким. Ее многочисленные портреты поражают своей зрелостью, сознательной и почти с трудом сдерживаемой скупостью цвета, правдивостью жеста, умением раскрыть суть
личности изображенного. Таков замечательный портрет «Молодая женщина с букетом сирени» (1881).

Прекрасное, четко вылепленное напряженное, страстное лицо, тонкая кисть руки с длинными пальцами и нежный букет сирени — все придает утонченность, создает романтический образ женщины прошлых лет. Острота психологической характеристики в картине сочетается с исключительным вниманием к красоте живописной фактуры, к
законченности формы, гармонии цветовых отношений.
Черное закрытое платье точно изолирует модель в пространстве холста, придавая образу оттенок гордого одиночества. Художница прекрасно осознает и блестяще использует выразительные возможности черного цвета. Она вводит в «траурный» наряд
героини зеленоватые и синие оттенки, чуть высветляет фон, мягкой охристой дымкой обволакивающий ее фигуру. От этого еще ярче «звучит» ее лицо, приковывая внимание зрителя, заставляя разгадывать ее загадку, сопереживать ее чувствам.