Вы здесь
Культурно-выставочный центр Русского музея
Мы продолжаем знакомство с художниками, чьи работы можно увидеть в выставочном зале Культурно-выставочного центра Русского музея в Когалыме, и сегодня поговорим о художниках братьях Чернецовых, мастерскую которых мы уже видели на картине Алексея Тыранова.
Братья Григорий и Никанор Чернецовы родились в начале XIX в. в городе Лух Костромской губернии. Семья Чернецовых была большая и бедная. Живописи Григорий и Никанор учились у отца и старшего брата Евграфа, которые были иконописцами. В 1820 г. в Лухе проездом оказался известный писатель и географ, издатель «Отечественных записок» П.П. Свиньин. Будучи сам художником, он сразу оценил талант старшего из братьев, семнадцатилетнего Григория, и посоветовал ему поступить в Академию художеств. Григорий был принят в число «посторонних» (сверхштатных) учеников Академии, а в 1823 г. таким же учеником становится и Никанор Чернецов. Проявив большое усердие, братья Чернецовы в 1828 г. окончили полный курс Академии, а в конкурсе выпускников оба получили золотые медали. В 1831 г. Григорию, а в 1832 и Никанору было присвоено звание Академика живописи.
После Академии Никанор, по характеру дарования тяготевший больше к пейзажу, был приглашён работать в Закавказье. Интересы Григория были шире: помимо пейзажей он писал портреты, интерьеры, массовые многофигурные сцены, и был причислен к Кабинету Его Императорского Величества со званием живописца и жалованьем 1500 рублей ассигнациями в год.
Яркой страницей биографии художников является их дружба с А.С. Пушкиным. Сохранилась записка поэта, адресованная Г. Чернецову: «Апрель. 1832 год. Ты хотел видеть Тифлисского живописца, уговорись с ним, когда бы нам вместе к нему поехать, да, можешь ли ты обедать завтра у меня? А.П.». «Тифлисским живописцем» Пушкин с иронией называл Никанора Чернецова, только что возвратившегося с Кавказа. Кроме того, Григория Чернецова Пушкин, любивший делать дружеские зарисовки, изобразил на одной из страниц чернового варианта знаменитой поэмы «Евгений Онегин».
В 1840-х гг. Чернецовы в основном работают за границей. Более полугода братья безвыездно провели в Риме, вслед за тем по несколько месяцев жили во Флоренции, Неаполе и вновь в Риме. Их работы, выставленные на суд публики, привлекали внимание и вызывали широкое обсуждение.
К итальянскому периоду творчества братьев относится полотно «Площадь Святого Петра в Риме во время папского благословения», созданное Григорием Чернецовым в 1850 г. Оно ярко демонстрирует принципы творчества обоих братьев: документальность и точность изображения. Эта работа - одно из лучших произведений, представляющих общественные мероприятия на фоне городской архитектуры.
Эту и другие работы братьев Чернецовых вы можете увидеть в КВЦ Русского музея в Когалыме по адресу ул. Югорская, 30. Телефон для записи на экскурсии: 65-700