Вы здесь

29.04.2020

Хантыйская люлька

   С вами рубрика «PROмузей» рассказываем о хантыйской люльке.
   В музейной коллекции есть хантыйская люлька. Она была вырезана из дерева Ермаковым Семёном Никитовичем в 1956 г. для своих детей, а после в ней выросли и его внуки. Это, можно сказать, семейная реликвия. В 1990 г. люльку отдала в музей супруга Семёна Никитовича Капитолина Романовна.
   Эта люлька дневная. Она прочная и использовалась, прежде всего, во время поездок. Ребёнку надевали верхнюю одежду: молупсы и нират, т.е. малицу и кисы. Усаживали его в люльку, которую ставили в меховой специально сшитый «кофр», а потом привязывали к нартам, если передвигались на оленьей упряжке, либо к саням, если ехали на снегоходе. До сих пор этот удобный в быту предмет популярен у коренных народов Югры.
   Интересно, что люлька изготавливается из трёх пород деревьев. Дно из кедра, загиб или бортик из берёзы, а дуги или «кусы» – из черёмухи. Когда мастер спиливает то или иное дерево, он просит разрешения у земли и кладёт «подношение», обычно это металлические деньги.
   Изготавливать люльку можно не всем. Это нежелательно мужчине, у которого умер ребёнок. Или тому, кто, впервые делая люльку, сломал бортик, загибая его. Когда ребёнок вырастал, колыбель хранили в лабазе до рождения следующего.
   Внутрь люльки всегда кладутся спички. Это оберег для ребёнка. Таким образом Най ангки – Богиня Огня, по поверьям ханты, защищает дитя от тёмных сущностей.