Вы здесь
Покровские посиделки в музее
08 октября 2017 года в МБУ «Музейно–выставочный центр» состоялась культурно-познавательная программа для молодёжи «Покровские посиделки в музее», где зрители совершили небольшой экскурс в прошлое и познакомились с традициями русского свадебного обряда старожилов Сибири.
Цикл осенних девичьих праздников на Руси располагался в календаре между Успенским постом, длившимся с 1/14 по 15/27 августа, и Рождественским постом, начинавшимся 15/28 ноября. В старину с праздника Покрова Пресвятой Богородицы начинался период сватовства и свадеб. Девушки ставили свечки в церквях перед иконой Божией Матери и молились, чтобы скорее выйти замуж, просили хорошего жениха.
Русская свадьба – красивый, имеющий глубокие народные корни обряд не избежал основного закона жизни: прожил свой продуктивный «возраст» (это возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар), преодолел фазу непродуктивного периода (старение и угасание) и завершил свой жизненный путь – т.е. ушёл из активного бытования.
Русский свадебный ритуал сформировался к XIV – XVI векам и состоял из двух самостоятельных частей: таинства венчания и следовавшего за ним традиционного свадебного пира - веселья. В России к ХIХ веку сложилось два типа русского крестьянского свадебного обряда: северорусский (схожий с тяжелой драмой, наполненной плачами) и южный (более весёлый, игровой).
В связи с тем, что на Севере Западной Сибири первыми поселенцами были выходцы с Северных губерний России, то здесь, преобладал северорусский тип, как одежды, так и свадебного обряда. В конце ХIХ века сюда пришли переселенцы с южных губерний России и свадебный обряд старожильческого населения пополнился весёлыми свадебными песнями – это касалось в основном свадебного разгула, который устраивался после венчания. В дореволюционной России церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, свадебный пир был формой общественного признания и одобрения свадьбы.
На Руси парни выбирали невесту «по одёжке». Чем богаче – то есть красивее украшен костюм, значит тем трудолюбивее девушка. Основным качеством невесты - при выборе было – трудолюбие и очень важно, чтобы она была рукодельницей.
Свадебный обряд на Руси включал в себя множество народных суеверий и предрассудков. Страх перед предстоящей неизвестностью, а именно: в какую семью попадёт девушка, как сложится жизнь в замужестве, рождали в народе эти суеверия, которые обрастали, к тому же, и магическими действиями. И хотя сам обряд ушёл из бытования, некоторые суеверия дошли до нашего времени и особенно это касается оберегов: булавок и иголок. Многие наверняка знакомы с таким явлением, когда на невесту крепят булавки – от сглаза. Это очень большой грех и преступление перед Богом, так как суеверно мыслящий человек верит, что его личное благополучие зависит от того, насколько успешно он сумеет оборониться от злых сил, попадая, таким образом - в плен тех самых злых сил.
При этом понятия любви Божией, воли и промысла Божия ему становятся совершенно чуждыми. Суеверие - суетная вера – это вера ни на чём не основанная, оно страшно тем, что - это отказ от светлой и подлинной религиозности ради религиозности сомнительной и сумеречной.
Проведенные весной 2011 г. исследования социологов из Аналитического центра Юрия Левады показывают, что более половины россиян (54%) верят в приметы, а 42% — вещим снам. Только каждый шестой респондент (16%) сообщил, что верит в вечную жизнь, 72% - не верят. В то, что на земле время от времени появляются инопланетяне, верят (22%). Предсказаниям астрологов склонны доверять (29%) российских граждан.
В мероприятии «Покровские посиделки в музее» была проведена беседа о несостоятельности и даже вреде народных свадебных примет, дошедших до нашего времени.