Вы здесь

8.10.2017

Покровские посиделки в музее

 

08 октября 2017 года  в МБУ «Музейно–выставочный центр» состоялась культурно-познавательная программа для молодёжи «Покровские посиделки в музее», где зрители совершили небольшой экскурс в прошлое и познакомились с традициями русского свадебного обряда старожилов  Сибири.  

Цикл осенних девичьих праздников на Руси  располагался в календаре между Успенским постом, длившимся с 1/14 по 15/27 августа, и Рождественским постом, начинавшимся 15/28 ноября. В старину с праздника  Покрова Пресвятой Богородицы  начинался период сватовства и  свадеб. Девушки ставили свечки в церквях перед иконой Божией Матери и молились, чтобы скорее выйти замуж, просили  хорошего жениха.

Русская свадьба – красивый, имеющий глубокие народные корни обряд не избежал основного закона жизни: прожил свой продуктивный «возраст» (это возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар), преодолел фазу непродуктивного периода (старение и угасание) и завершил свой жизненный путь – т.е. ушёл из активного бытования.

Русский  свадебный ритуал сформировался к XIVXVI  векам и состоял из двух самостоятельных частей: таинства венчания и следовавшего за ним традиционного свадебного пира - веселья.  В России к ХIХ веку сложилось два типа русского крестьянского свадебного обряда: северорусский (схожий с тяжелой драмой, наполненной плачами)  и южный (более весёлый, игровой).

В связи с тем, что на Севере Западной Сибири первыми поселенцами были выходцы с Северных губерний России, то здесь, преобладал северорусский тип, как  одежды, так  и свадебного обряда. В конце ХIХ века сюда пришли переселенцы  с южных губерний России и  свадебный обряд старожильческого населения пополнился  весёлыми  свадебными  песнями – это касалось   в основном свадебного разгула, который устраивался  после венчания. В дореволюционной России церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, свадебный пир был формой общественного признания и одобрения свадьбы.

На Руси парни выбирали невесту «по одёжке». Чем богаче – то есть красивее украшен костюм, значит тем трудолюбивее девушка.  Основным качеством невесты - при выборе было – трудолюбие и  очень  важно,  чтобы она была рукодельницей.

Свадебный обряд на Руси включал в себя множество народных суеверий и предрассудков. Страх перед предстоящей неизвестностью, а именно: в какую семью попадёт девушка,  как сложится жизнь в замужестве,   рождали в народе эти суеверия, которые обрастали, к тому же, и магическими действиями. И хотя сам обряд ушёл из бытования, некоторые суеверия дошли  до нашего времени и особенно это касается оберегов: булавок и  иголок. Многие наверняка знакомы с таким явлением, когда  на невесту крепят булавки – от сглаза. Это очень большой грех и преступление перед Богом, так как  суеверно мыслящий человек верит, что его личное благополучие зависит от того, насколько успешно он сумеет оборониться от злых сил, попадая,  таким образом -   в плен тех самых злых сил.

При этом понятия любви Божией, воли и  промысла Божия ему становятся совершенно чуждыми. Суеверие -  суетная вера – это  вера ни на чём не основанная, оно страшно тем, что - это отказ от светлой и подлинной религиозности ради  религиозности сомнительной и сумеречной.

Проведенные весной 2011 г. исследования социологов из Аналитического центра Юрия Левады показывают, что более половины россиян (54%) верят в приметы, а 42% — вещим снам. Только каждый шестой респондент (16%) сообщил, что верит в вечную жизнь, 72% - не верят. В то, что на земле время от времени появляются инопланетяне, верят (22%). Предсказаниям астрологов склонны доверять (29%) российских граждан.

В мероприятии «Покровские посиделки в музее» была  проведена беседа о несостоятельности и даже вреде народных свадебных примет, дошедших до нашего времени.