Вы здесь

30.09.2024

Рубрика "Выставочные проекты"

   Друзья, в сегодняшней рубрике мы расскажем о выставке «Достояние России», работающей в Культурно-выставочном центре «Русский музей». Предлагаем вам насладиться красотой и непревзойдённым творчеством мастеров декоративно-прикладного искусства: изящной резьбой по бересте, утончённой росписью по металлу и глине, яркой самобытностью народной игрушки.

   Одним из древнейших видов декоративного искусства является берестяной художественный промысел, сохраняющийся до сих пор в Архангельской, Вологодской, Томской областях, Якутии, Поволжье, Сибири и других центрах народного искусства. Береста – прекрасный материал для вырезания тонких кружевных узоров острым ножом с небольшим лезвием-парусом. Самые известные произведения сквозной прорези и тиснения по бересте зародилось в Вологодской губернии ещё в начале XVIII века.

   Гордость русского народа –  Хохломская роспись – зародилась в XVII веке в селе Семёново Нижегородской губернии. Название росписи пошло от торгового села Хохлома, где мастера продавали свои изделия. Отличительной и самой узнаваемой чертой «хохломы» является золотистый фон, на поверхность которого наносится красочный рисунок в виде сочных ягод и дивных цветов в окружении листьев и завитков.

   В 1825 году в деревне Жостово Московской области появился новый народный промысел по росписи кованых металлических подносов. Изначально крестьяне расписывали лакированные изделия из папье-маше, но мастера, братья Вишняковы, стали расписывать ещё и металлические подносы. Основной мотив жостовской росписи – букет из крупных бутонов цветов расположенный на чёрном фоне, в обрамлении ажурного растительного орнамента по кромке подноса.

   Вершиной художественного творчества во всем мире признана изящная и утончённая «Палехская миниатюра». Возник этот промысел в начале ХХ века, как продолжение иконописного искусства семнадцатого столетия. Село Палех Владимирской губернии ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Основателями поздней палехской миниатюры считаются художник И. Голиков и искусствовед Александр Глазунов. В миниатюрах палехских мастеров и сейчас можно встретить новгородские традиции XV века, обращение к фрескам Андрея Рублева, фряжскому письму или характерным для XVIII века сюжетам Симона Ушакова. Палехская роспись считается одним из сложнейших видов живописи, аналогов которой нет в мире.

   Рядом с предметами ДПИ расположена «Дымковская игрушка» - поистине выдающееся явление в русском декоративно-прикладном искусстве.

   Возник промысел в XV-XVI веках  на берегу реки Вятки – в слободе Дымков. Традиции изготовления глиняной игрушки передавались по женской линии, от матери к дочери и самые известные династии мастериц: Никулины, Пенкины, Кошкины.

   В русских промыслах отображается всё многообразие исторических, духовных и культурных традиций русского народа, зародившихся столетия назад. Благодаря труду народных мастеров, искусствоведов и музейных работников всё это богатое культурное наследие дошло до нашего времени.

   Приглашаем вас прикоснуться к прекрасному, посетив выставку «Достояние России».