Вы здесь

9.09.2024

Рубрика "Выставочные проекты"

   Друзья, сегодня в рубрике «выставочные проекты» мы расскажем об одном из первых советских фотоаппаратов «Фотокор-1», представленном на выставке «Когалым в объективе».

   «Светопись» – так называли фотографию в XIX в. – получила распространение в России следом за Европой. В 1838 г. французский художник, химик и изобретатель Луи Дагер, официально заявил о создании «дагеротипа» – изображения, считающегося первой фотографией, а уже через год академик Петербургской академии наук Иосиф Гамель под руководством Дагера сделал несколько снимков.

   Конец XIX – начало ХХ вв. рождают целую плеяду блестящих мастеров
фотоискусства в Российском государстве. После Октябрьской революции 1917 г. советские фотолюбители вынуждены были довольствоваться либо крайне редкими и дорогими импортными образцами, либо низкокачественными «самоделками». Назрела острая необходимость в развитии производства отечественных фотоаппаратов, и в 1928 г. в РСФСР было принято решение начать выпуск отечественных фотоаппаратов на базе наиболее удачных западных образцов. Задача разработки фотоаппарата была возложена
на Ленинградский Государственный оптико-механический завод им. Ленина и через два года новый пластиночный складной фотоаппарат под маркой «Фотокор No1» поступил в серийное производство – его можно считать первым советским крупносерийным фотоаппаратом: с 1930 по 1941 гг. было выпущено более 1 млн. экземпляров.

   По качеству «Фотокор No1» не уступал лучшим заграничным камерам и
пользовался огромным успехом у фотомастеров. Фотоаппарат представляет собой пластиночную складную универсальную камеру, снимали им на стеклянные пластины 9х12 см, в комплекте были металлические односторонние кассеты вдвижного типа. Особенностью этого универсального фотоаппарата является возможность перемещения объектива в горизонтальном и вертикальном направлениях, что обеспечивало возможность снимать архитектуру в разных ракурсах без перспективных искажений. Благодаря достаточно широкому диапазону доступных значений экспозиции, камера могла применяться как для павильонных съемок со штатива, так и для всех
других видов съемок при различных условиях освещенности, а двойное
растяжение меха позволяло проводить макросъемку. Фотоаппараты
комплектовались жестким кожаным чехлом, а для удобства использования в верхней части корпуса имелась чёрная кожаная ручка-ремешок с тиснением «Фотокор No1».

   Благодаря мобильности метода печати, контактным способом со
стеклянных фотопластинок, «Фотокор» стал классической камерой для съёмки фотохроники периода Великой Отечественной войны.