Вы здесь
Рубрика "PROмузей"
Друзья, сегодня в рубрике «PROмузей» – ещё одна необычная банкнота из собрания Музейно-выставочного центра, которая переносит нас в Африку, в Анголу времён колониальной зависимости.
Как и многие другие африканские территории, с середины XVII в. Ангола была колонией Португалии. За столетия португальского господства в Анголе огромное количество ангольцев было вывезено в рабство – в первую очередь, в Бразилию. Добывая рабов, португальцы устраивали набеги во внутренние области Анголы, причём помогали им в этом вожди местных племён и профессиональные работорговцы.
Собственная денежная единица, так называемый «португальский заморский эскудо», была введена в Анголе в 1914 г. На фотографии вы видите 100 эскудо образца 1958 г., такие купюры имели хождение до 1977 г., то есть до того времени, когда Ангола окончательно освободилась от колониального гнёта и ввела свою независимую денежную единицу – кванзу.
Поскольку Ангола была португальской колонией, на аверсе купюры достоинством 100 эскудо изображён герб колонии Ангола, а почётное место принадлежит Луишу де Камоэнсу – знаменитому португальскому поэту, представителю эпохи Возрождения, которого иногда называют создателем современного португальского языка.
Конечно, русскому читателю творчество Камоэнса мало знакомо, зато немедленно вспоминается диалог Хоботова и Людочки из замечательного советского фильма «Покровские ворота»:
- Всё это выглядит так нелепо... Знаете, мне было безмерно страшно, что вы не придёте.
- Вы такой одинокий?
- Как вам сказать...
«Воспоминания горькие,
Вы вновь врываетесь в мой опустелый дом...»
- Вы сочинили?
- Нет, это Камоэнс, португальский поэт, он уже умер.
- Ах, боже мой!
- В шестнадцатом веке.
- В шестнадцатом веке...
- Да, представьте себе, на редкость грустная биография. Сражался, страдал, потерял глаз, впоследствии умер нищим.
- Надо же...
- Боже, какая у вас душа!
Этот пример ещё раз показывает нам, что на первый взгляд невзрачный и непонятный предмет из фондов музея может вскрыть широкий культурный пласт и объединить в сознании зрителя – казалось бы – несоединимые вещи: работорговлю в Африке, поэзию эпохи Возрождения и советский кинематограф. Ходите в музеи!