Вы здесь

13.06.2024

Рубрика КВЦ Русского музея

   Сегодня в постоянной рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея мы расскажем об Иосифе Эммануиловиче Бразе и его картине "Интерьер", написанной в начале 1900-х годов и представленной на выставке "Под крышей дома своего" из собрания Государственного Русского музея.

   Родившийся в Одессе, он закончил свою жизнь в эмиграции. Казалось бы, судьба почти типичная для многих художников России. Однако в жизни Браза реально пережитые мрак и холод той эпохи связаны в 1925-1926 гг. со страшными Соловецкими лагерями и ссылкой. Это привело к долгому забвению его творчества в искусстве советского периода.

   Будущий живописец родился 25 ноября 1872 г. в семье мещанина Херсонской губернии, торговца пшеницей. Повзрослев, он поступил учиться в Третью городскую гимназию. В последних ее классах начал посещать Одесскую рисовальную школу. Здесь его педагогами стали К. К. Костанди, Г. А. Ладыженский.

   После окончания гимназии в 1890 г. отец не решился отпустить сына в Париж. Город среди правоверных евреев считался "развращенным". Поэтому юноша отправился в Мюнхен. Начало учебе положили занятия у Симона Холлоши. Принцип внимательного рисования с натуры, логика отношений "свет-полутень-тень-рефлекс" с этого времени стали основополагающими для Браза. Как один из приемов графической культуры - использование тонированной бумаги (папье-пеле). Это помогало использовать ее цвет как средний тон. Для света применялся пастельный мелок, а для теней - черный карандаш или те же темные пастельные краски. Последующие уроки в Королевской баварской Академии у профессоров Лефтца и Хаккеля дополнили его профессиональную подготовку.

   В 1893 году молодой художник уехал в Париж. Приблизительно в то же время был написан интерьер одной из гостиных Мраморного дворца. Помещение полно света, тонких цветовых перекличек. Особенно красиво написанным оказывается отражение в надкаминном зеркале пышной лепнины потолка. В картине проявился переход от тонального живописного принципа к цветовому. Теперь определяющей стала не светотень, а мощное и эмоционально-выразительное цветовое воздействие полотна.

   В центре работы, представленной на выставке "Под крышей дома своего", находится множество картин, что создает впечатление весьма творческого хозяина дома. Обилие изысканной мебели добавляет изображенной гостиной роскоши. Картина "Интерьер" - это гимн родным стенам и дому в целом, а также традиционному укладу жизни. Хотя здесь не изображены люди, данная работа все же передает ощущение присутствия человека. Мы легко можем представить, как хозяин отдыхает в кресле-качалке или наслаждается обществом спутницы, ведя беседу за столом.

   И.Э. Браз известен своими жанровыми картинами, изображающими быт и нравы русского народа. Его картины отличаются поэтичностью и вниманием к деталям. Ознакомиться с полотном "Интерьер" вы можете в КВЦ Русского музея в Когалыме по адресу: ул. Югорская, 30.
   Телефон для справок: (34667) 6-57-00.

   #КВЦРусскогоМузея #ПодКрышейДомаСвоего