Вы здесь

4.04.2024

Рубрика КВЦ Русского музея

   Сегодня в постоянной рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея мы расскажем о Викторе Алексеевиче Боброве (1842 – 1918) и его картине «Вечерняя сцена», написанной в 1866 году и представленной на выставке «Под крышей дома своего» из собрания Государственного Русского музея.

   Родился художник в зажиточной купеческой семье, в деревне Гатобужи Ориенбаумского уезда Петербургской губернии. В 18-летнем возрасте, против воли отца, поступил в Императорскую Академию художеств, где учился с успехом: ему были присвоены пять серебряных медалей. С 1862 года работы Боброва появляются на ежегодных выставках Академии. В одном из постановлений Академии художеств 1864 года записано: «Ученику Боброву в поощрение успехов его представляется, не в пример другим, право конкурса в будущем году на золотую медаль». Художник этой льготой не воспользовался. Оставшись без материальной поддержки семьи он вынужден был зарабатывать себе на жизнь и прервать учебу. Но звание художника 3-й степени Боброву все же было присвоено.

   Зарабатывать художнику удавалось написанием портретов. Одни из самых известных его портретов написаны в технике гравюры – это известные деятели русской культуры: Достоевский, Шишкин, Шевченко, Верещагин, Рубинштейн. Для создания серии женских портретов Бобров использовал акварель, что позволило привнести в образ поэтичность и утонченность. Одним из самых успешных направлений творчества художника стал офорт (вид гравюры), который он создавал с помощью крепкой водки. На страницах популярного в те времена «Художественного журнала» можно было прочитать следующее: «Бобров – самый неутомимый из академиков, он работает на все руки, пером, карандашом, резцом, акварелью, соусом, маслом и чем хотите». Офорты Боброва ценились высоко, и даже бывали на Всемирной выставке в Париже.

   Но все же, самыми успешными и значимыми работами Виктора Алексеевича стали его картины реалистической живописи – бытовые сцены, виды комнат. Пропагандист реалистической живописи, критик В.В. Стасов увидел на выставке картины Боброва и воспринял их с восторгом и надеждой. «Во всем этом, – писал критик, – дышит поэзия и правда, от которых все так и шевелится внутри груди. Вдобавок к остальному большой этюд, представляющий простую бабу… с чулком в руке, доказывает, что из Боброва может выйти примечательнейший художник, с тем глубоко реальным направлением и тою ладною простотою краски, из-за которых и дороги всем картины старых голландцев».

   В 1873 году художнику присвоили звание академика. Конец XIX века был для художника не менее плодотворным. Бобров принимал участие в выставках Общества русских акварелистов, с 1887 года являлся членом Общества. В 1883 –1885 гг. экспонировал свои живописные портреты на выставках ТПХВ. Занимался преподавательской деятельностью и реставрацией картин для частных лиц. В 1890 – 1891 гг. состоял на службе в Экспедиции по заготовлению государственных бумаг в качестве рисовальщика и гравера. В те же годы совершил несколько путешествий по Европе. В 1893 году участвовал во Всемирной выставке в Чикаго. Во второй половине 1890-х обратился к скульптуре. В 1897 году был удостоен звания Officier d`Academie Французской Академии народного просвещения и изящных искусств. Умер Виктор Алексеевич 2 июля 1918 года в Петрограде.

   В Культурно-выставочном центре Русского музея представлена картина Виктора Боброва «Вечерняя сцена». «Ощущение гармонии усиливалось в тех изображениях, где уютный уголок комнаты становился местом духовного единения двух близких людей. <...> В такие редкие моменты жизни рождается «задумчивое счастье». А фоном для него могли быть звуки потрескивающих дров в печи…» (Кривонденченков С. В. Ностальгия по настоящему // Дом и семья в русском искусстве XIX-XX веков. СПб, 2022. С. 6). На картине В. Боброва изображен историк Николай Костомаров и его сестра.

   Увидеть картину Виктора Боброва «Вечерняя сцена» наряду с другими картинами выставки можно ежедневно, со среды по воскресенье, по адресу: ул. Югорская, 30. Справки по телефону: (34667)6-57-00.

   #КВЦРусскогоМузея #ПодКрышейДомаСвоего #МузейКогалым