Вы здесь
Рубрика "Выставочные проекты"
Сегодня в нашей постоянной рубрике «Выставочные проекты» мы расскажем о выставке «Душа России», представленной в Культурно-выставочном центре Русского музея.
С самых давних времён на Руси важное место занимала особая форма творчества – промысел. Он сочетал в себе производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения.
В 1825 году в деревне Жостово Московской области зародился уникальный художественный промысел – роспись кованых металлических подносов – «Жостовская роспись». Основой для этого вида декоративно-прикладного искусства послужила традиционная Тагильская лаковая подносная роспись XVIII века. Князья Демидовы с Урала занесли основы жестяного промысла в несколько подмосковных сёл и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области). В Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других сёлах уже существовали мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Эта роспись продолжала традиции ранней федоскинской миниатюры, являющейся одним из видов русской лаковой живописи.
Мода на чай в России сослужила добрую службу для подмосковного Жостово. Местные ремесленники едва освоили производство лаков, как сразу поставили на поток производство подносов. Мода на чаепитие обеспечила спрос: поднос - лучшая пара для самовара.
К 1830 году железные расписные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет, подносы традиционно имеют чёрный фон, край борта с тонким золотым кантом и стилизованным растительным орнаментом, выполненный золотом. По всей поверхности подноса имеется роспись в виде букета садовых и полевых цветов: пионовидных роз в белом, алом, жёлтом и сиреневом тоне с листьями в зелёном, зелёно-болотном тоне. Полевые цветы среднего и мелкого размера выполняются в охристо-жёлтом, розовом, сиреневом и бордовом тонах.
В 1928 году все артели в селе и соседних деревнях объединились в артель «Металлоподнос». В 1920–1930-х годах в жостовскую живопись пытались внедрить актуальные советские темы и сюжеты, однако художникам удалось отстоять традиции промысла, и в 1960-х начался новый этап в его истории. Расписные подносы получили статус уникального вида народного искусства, их начали представлять на международных выставках.
Подносы изначально ковали вручную. За почти 200 лет существования промысла мастера придумали около 150 разных форм таких изделий. В наши дни 32 из этих форм изготавливают на фабрике с помощью пресса, а остальные – по прежнему вручную, с помощью ножниц по металлу и специальных молотков. Заготовку покрывают специальным грунтом и двумя слоями черной эмали, после чего начинают расписывать в определенной последовательности: создают эскиз, наносят тени, прорисовывают мелкие детали. Традиционно роспись выполняют на чёрном фоне, но возможны и другие варианты - красный, синий и зелёный.
Дети, которые приходят на занятия в студии Культурно-выставочного центра Русского музея, создают и свои маленькие шедевры, любуясь красивыми жостовскими подносами.