Вы здесь
Рубрика "Выставочные проекты"
Друзья, напоминаем, что в Музейно-выставочном центре продолжает работу выставка «Когалым: точка возврата», и сегодня в рубрике «Выставочные проекты» мы расскажем о том, с чего начиналась история Когалыма.
На волне индустриального подъёма СССР к середине ХХ века развивающаяся промышленность требовала всё больше ископаемых ресурсов. Появление города Когалыма связано с открытием Повховского, Ватьёганского и Тевлинско-Русскинского нефтяных месторождений в Западной Сибири в 1971 г. Для обустройства месторождений и доставки грузов была необходима железная дорога: в 1975 г. было установлено прямое железнодорожное сообщение между Тюменью и Сургутом, затем строительство магистрали продолжилось в направлении Нового Уренгоя – к газовым промыслам Крайнего Севера. Для решения данной задачи в 1976-1977 гг. в структуре «Тюменстройпути» были организованы новые строительно-монтажные поезда № 524, №547, №329.
Станцией примыкания новой железной дороги была выбрана станция Ульт-Ягун, отсюда в начале февраля 1976 г. для прокладки зимника в направлении будущей станции Когалымской выдвинулась колонна специализированной техники 19-й отдельной бригады железнодорожных войск. Колонна состояла из гусеничного тяжёлого транспортёра (ГТТ) и 11 автомашин, которые везли палатки, строительные материалы и продовольствие.
В марте 1976 г. на месте будущего города Когалыма высадился первый десант строительно-монтажного поезда № 524. Перед ними стояло три основных задачи: вырубка леса под железную дорогу и посёлок, строительство самого посёлка и строительство железной дороги. Также необходимо было проложить зимник, сделать разбивку трассы будущей железной дороги, выполнить подготовительные работы для приёмки 15 студенческих строительных отрядов. Из Сургута нужно было завезти палатки, инвентарь, спецодежду, продукты и изготовить печки-«буржуйки» для каждого отряда. На тот момент никакой вездеходной техники не было, поэтому создавая вертолётные площадки, десант двигался на север.
В апреле того же года на станции Когалымской высадилось 60 человек и на ровной песчаной площадке было установлено около десятка утеплённых палаток разной вместимости, где жили семьями или бригадами. Пол в них устилали кругляком или досками, в центре устанавливали печь, которую приходилось топить всю ночь. В день коммунистического субботника, 17 апреля 1976 г., бригада лесорубов прорубила просеку под первую улицу станции Когалымской, которую решили назвать Пионерной, а в мае уже приступили к строительству общежитий.