Вы здесь

9.11.2022

Рубрика "PROмузей"

   Сегодня в нашей постоянной рубрике «PROмузей» мы расскажем о нательной иконе Спаса Вседержителя из собрания Музейно-выставочного центра.

   Ещё в дохристианские времена люди часто носили разнообразные амулеты и медальоны, которые оказали серьёзное влияние на развитие христианской символики в ранние века после Рождества Христова. Традиция ношения крестиков и нательных иконок пришла на Русь вместе с христианской верой в 988 г. Если ранние христиане носили медальоны-образки, но не носили нательного креста, то со времён Древней Руси образок является дополнительным нательным предметом, не заменяющим креста. Как и любые другие виды икон, образки выполнялись в строгом соответствии с церковными правилами иконографии.

   Нательные иконки святых первыми стали носить странствующие люди. Дороги в те времена были долгими и опасными, поэтому для молитвы в пути пользовались нательными изделиями. Иконы изготавливали из дерева, кости, меди, серебра, золота. Выбор материала зависел от сословия, чина и достатка хозяина: чем богаче был человек, тем изысканнее выглядела его нательная икона.

   Образок – это своего рода охраняющий предмет. Нательные иконки символизировали поражение дьявольских сил, именно поэтому на таких иконках-образках часто изображались прославленные борцы с бесами и демонами-драконами: Никита-бесогон, архангел Михаил, Георгий Победоносец.

   Широко распространены также были изображения Богородицы и Иисуса Христа. На медальоне из собрания Музейно-выставочного центра изображён Спас Вседержитель, или Пантократор, – центральный образ в иконографии Христа, представляющий его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете (например, это имя использует в Откровении Иоанн Богослов: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель»). Эпитет чаще всего понимается в смысле всемогущества, то есть – возможности сотворить абсолютно всё, что является одной из прерогатив Бога.

   Икона из собрания музея предположительно датируется XIX в., она написана масляными красками и оформлена в серебряный оклад.

   #МузейКогалым #PROмузей