Вы здесь

9.06.2022

Культурно-выставочный центр Русского музея

   Друзья, сегодня в нашей постоянной рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея мы расскажем о художнице Наталии Гончаровой и ее картине под названием «Натюрморт с портретом и белой скатертью», которая представлена на выставке «Женщины в русском искусстве» в КВЦ Русского музея в Когалыме.

   Гончарова Наталия Сергеевна родилась в 1881 году в деревне Нагаево Тульской губернии. Живописец, график, художник театра, иллюстратор книг. Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1909) на скульптурном отделении у П.П. Трубецкого. Живописью занималась самостоятельно, посещала мастерскую К.А. Коровина, пользовалась советами М.Ф. Ларионова. Писала импрессионистические пейзажи (1901–1906), развивала принципы неопримитивизма (1906-1911). С 1911 работала в духе футуризма. Вместе с Ларионовым была одним из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). С 1915 года жила в Швейцарии, Италии, с 1919 – в Париже. Одна из ведущих декораторов антрепризы «Русский балет С.П. Дягилева» (1914–1929).

   Одна из самых ярко одаренных женщин-художниц русского авангарда, Наталия Сергеевна Гончарова происходит из дворянско-купеческой семьи, она двоюродная внучка Натальи Гончаровой, жены А.С. Пушкина. Живописи она училась сначала у Константина Коровина, затем под руководством Михаила Ларионова, спутницей которого она стала. Ее эволюция оказалась невероятно стремительной. За год-два художница преодолела не только традиции академической школы, но и едва начавшееся увлечение импрессионизмом, став выразителем новой эстетики, одним из лидеров русского авангарда с присущим ему духом бунтарства, неприятия «старой красоты» и жаждой обновления искусства и жизни.

   Гончарова периода примитивизма (когда был создан представленный на выставке натюрморт) полагала, что совершенная натура не может быть превзойдена ее несовершенным изображением. Образ, рожденный при таком взаимодействии между природой и творчеством – должен быть утрированный, поражающий выразительностью своей утрировки. Цветная раскраска примитивного рисунка, не считаясь с правилами «хорошего тона», приближала образ не только к фольклорному изображению, но более того - к народному мировидению, что видно в лучших произведениях Гончаровой.

   В великолепных натюрмортах и пейзажах 1908–1910 годов прежние,
импрессионистические формы полностью переплавлены в огненном котле ее живописного темперамента. Эти годы, конечно, отмечены влиянием стилистики Гогена. Это касалось, прежде всего, цвета, системы декоративных отношений. В натюрморте Гончарова добивается повышенной, почти гротесковой, выразительности звучания каждого предмета. Яркие краски, контрастные цветовые сочетания, выбор нарочито простых вещей - деревянный стол под белой скатертью, круглое блюдо, глиняный кувшин с торчащими из него цветами, - эта картина сродни лубку, яркому праздничному народному искусству. Фрукты, небрежно разбросанные по столу, «разношерстный» букет, портрет неизвестного (или неизвестной?) – подчеркнутое разнообразие линий и форм, тем не менее, содержит необыкновенную цветовую гармонию.