Вы здесь

5.05.2022

Рубрика Культурно-выставочного центра Русского музея

   Сегодня в нашей постоянной рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея мы решили рассказать об одной из картин, представленных на выставке «Женщины в русском искусстве», и ее авторе.

   Александр Викторович Моравов (1878-1951) - живописец. Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1902) у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина. С 1903 г. - экспонент, с 1904 г. - член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1923 г. - член Ассоциации
художников революционной России. Автор картин на темы из жизни крестьян («Уборка картофеля», 1904; «Тяжёлые думы», 1908), после 1917 г. - автор жанровых полотен, отразивших новый быт деревни («Заседание комитета бедноты», 1920, Государственный центральный музей современной истории России; «В волостном ЗАГСе», 1928, ГТГ), а также историко-революционных композиций («Ленский расстрел в
1912 году», 1937). Преподавал в ряде художественных заведений Москвы, с 1949 г. - профессор. Действительный член Академии художеств СССР (1949).

   Свой творческий Александр Моравов начал в кругу прославленных русских мастеров К.А. Коровина, В.А. Серова, А.Е. Архипова, а в 20-е годы XX века с энтузиазмом включился в работу знаменитой АХРР. Будучи приверженцем глубоко реалистического отображения действительности, Моравов был одинаково правдив, изображая простую незатейливую жизнь дореволюционной глубинки и полные
воодушевления будни строителей новой России. Сразу по окончании училища живописи, ваяния и зодчества, в 1903 году, А.Моравов участвует в 31-й выставке Товарищества передвижников, представляя там свою дипломную работу - картину «Мать» (1902 г.), получившую высокую оценку самого И.Е.Репина.

   Сюжет картины прост, но, вероятно, не так проста жизнь ее главной героини. Молодая женщина в скромной одежде и собранными в высокий «пучок» пышными волосами в одной руке держит младенца, а другой помешивает кашу, готовящуюся на примусе. Ее движения привычны и в то же время удивительно изящны. В ее позе и жестах
тонких рук с длинными «музыкальными» пальцами, в ее сосредоточенности – ощущается нежность и грация представительницы дворянского сословия (но придерживающейся
прогрессивных, демократических взглядов).

   Холст очень красив в колористическом отношении, построен на теплых – красных, охристых, коричневых тонах, данных в контрасте с холодным голубоватым светом, льющимся из окна и иссиня-черной юбкой женщины. Огонь, горящий в примусе, освещает композицию снизу, образовав яркие оранжевые пятна по полу и диванной накидке, а солнечный свет «рассыпает» розовые и голубые рефлексы по белой блузке. И это богатство цвета и света придает радостный оттенок лирическому звучанию образа.