Вы здесь

21.04.2022

Рубрика Культурно-выставочного центра Русского музея

   Друзья, сегодня в нашей постоянной рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея мы расскажем о картине Григория Кучина, представленной на выставке «Женщины в русском искусстве» в КВЦ Русского музея, под названием «Портрет неизвестной с высокой прической», 1778 г.

   Для начала – несколько слов о художнике. Григорий Кучин – художник второй половины XVIII века. Живописец; портретист. Работал в 1770–1780-х в Петербурге и Москве. Устраивал спектакли кукольного театра для обитателей Московского Воспитательного дома.

   Сведения о рождении и смерти художника Григория Кучина отсутствуют, известно лишь, что он устраивал кукольные спектакли для воспитанников Московского Воспитательного дома, обладал необыкновенно острым зрением и своеобразным чувством юмора. В портрете он обрезал верхнюю часть куафюры, показывая тем самым, что она может простираться далеко за пределы края холста. Подобный прием был поистине новаторским для русской живописи 18 века.

   Портрет интересен тем, что наглядно представляет свое время в образе молодой женщины с модной высокой прической. Такие вычурные и объемные сооружения стали популярными с 1760-х годов и служили своеобразной альтернативой парику. В эпоху Петра I в российскую моду вошел парик — его носили женщины и мужчины. Изготавливали парики не только из натуральных волос, но из шерсти животных, морских трав, волокон кукурузы. С 1730-х годов стало модно покрывать парик пудрой для фарфоровой белизны, парикмахеров даже называли «мерлан» — буквально «рыба, обваленная в муке». В таких укладках заводились блохи, моль и даже грызуны.

   Конструкции сооружали с помощью каркаса из железных или деревянных прутьев, фальшивых конских локонов, перьев и цветов. Иногда их не разбирали по несколько недель — для сохранности причесок спали на специальных валиках. Дамы с трудом забирались в кареты и цеплялись волосами за ветки деревьев.