Вы здесь

14.04.2022

Рубрика Культурно-выставочного центра Русского музея

   Друзья, сегодня в нашей постоянной рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея расскажем об одной из картин, представленных на выставке «Женщины в русском искусстве» – «Портрете императрицы Елизаветы Алексеевны в тюлевом чепце», автором которого является Джордж Доу.

   Джордж Доу - английский живописец; портретист. В 1819 приехал в Россию по приглашению императора Александра I. Создал со своими русскими помощниками А.В. Поляковым и В.А. Голике 322 портрета генералов для Военной галереи Зимнего дворца. Исполнил множество частных заказов. В 1820 удостоен звания почетного вольного общника ИАХ. В 1828 получил звание «первого портретного живописца» императорского двора. В 1829 уехал в Лондон.

   Джордж Доу, писавший масляными красками легко, мягко и виртуозно, не раз изображал супругу Александра I – Елизавету Алексеевну. Художнику под мастерскую был отдан один из залов Зимнего дворца, где он часто мог видеть императрицу и хорошо знал ее лицо. О Елизавете Алексеевне великий князь Николай Михайлович писал: «Трудно передать всю прелесть императрицы: черты лица ее чрезвычайно тонки и правильны: греческий профиль, большие голубые глаза и прелестнейшие белокурые волосы. Фигура ее изящна и величественна, а походка чисто воздушная. Словом, императрица, кажется, одна из самых красивых женщин в мире».

   Жизнь императрицы не была счастливой – интриги двора, измены мужа, потеря двух дочерей, одиночество, неприязнь свекрови – Марии Федоровны, подорванное здоровье. И вот наконец желанное примирение с мужем. Заботясь о здоровье Елизаветы Алексеевны, Александр I устраивает поездку на юг – в Таганрог. Месяцы семейного счастья и покоя. И вот опять удар – смерть Александра. Елизавета Алексеевна пережила мужа на полгода. В Петербург, охваченный декабрьскими волнениями, она не вернулась. В мае 1826 года она умерла в Белеве, Тульская губерния. Следовательно, Джордж Доу не мог видеть Елизавету Алексеевну в трауре. Работа писалась не с натуры, а по ранним портретам, выполненным самим же художником. Композиционно он совершенно повторяет оригинал, может чуть усугубляя влияние времени на женскую красоту.

   На работе Доу Елизавета изображена в трауре по супругу, императору Александру I. Она предстает пред зрителем как человек большой душевной тонкости, с глубоко затаенным внутренним миром, ее голова слегка склонена, лицо бледно, взгляд печален, она кажется погруженной в грустные воспоминания. Печать грусти, лежащей на лице императрицы, подчеркивается черной траурной одеждой. Изображена в трауре по супругу, императору Александру I. Виртуозно изображено тонкое кружево чепца и воротника платья. Колорит построен на сочетании желтых и черно-серых тонов. Рисунок отличается большой четкостью. Работа осталась незаконченной из-за скорой кончины Елизаветы и, может быть, из-за осложнившихся отношений Доу с новым императором – Николаем I.