Вы здесь

30.12.2021

Культурно-выставочный центр Русского музея

   Сегодня в нашей постоянной рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея расскажем вам об одном из художников-передвижников, Корзухине Алексее Ивановиче, и его картине «У краюшки хлеба».

   Алексей Иванович Корзухин родился 11 марта 1835 года в селе Уктус Пермской губернии. Способности к рисованию у мальчика проявились еще в ранние годы. Он брал уроки рисования у местных иконописцев. Автор картин на религиозные и исторические темы. Учился в Горном училище в Екатеринбурге и одновременно исполнял частные художественные заказы. В 1857 переехал в Петербург. Учился в Академии художеств (1858–1863). Участник «бунта четырнадцати» (1863). Член Петербургской Артели художников (с 1863). Академик (с 1868). Участник выставок с 1865: ИАХ, Общества выставок художественных произведений; всемирных в Лондоне, Вене, Филадельфии, Париже.

   Алексей Корзухин был сыном горнозаводского рабочего, и поступления в Академию художеств добился собственным трудом. Статус ученика Академии дался ему нелегко, однако он был в числе претендентов на золотую медаль и заграничную командировку для повышения мастерства. Но он оказался в числе тех студентов, которые во главе с И. Крамским покинули Академию в знак протеста против навязанной темы выпускной работы. Впоследствии Корзухин все же вернулся в стены Академии и получил звание академика (впрочем, как и многие другие бунтари).

   Все свое творчество Корзухин посвятил бытовому жанру. Он писал сцены из народной жизни, находил сюжеты в повседневности. Многие темы его перекликаются с сюжетами Перова, с другими художниками. Но они старались обличать существующий порядок, сочувствуя народу, они гневно возмущались несправедливостью его существования. А Корзухин – созерцатель, бытописатель. Он склонен не к возмущению, а к жалости, сочувствию. Поэтому в его картинах нет обличительного пафоса передвижников (чем он и отличался от своих товарищей), зато видно умилительно-сентиментальное отношение к образу. Но его скромное бытописательство тоже говорит о времени – пусть негромко, иначе, но не менее убедительно.

   Темная крестьянская изба, освещенная проникающим сквозь небольшое оконце дневным светом. В углу лежанка, на которой больная мать наблюдает сцену, разворачивающуюся между маленькими героями картины. Им нужно разделить между собой скудный обед, состоящий из краюхи хлеба. И мальчик в красной рубашке внимательно и выжидающе смотрит на сестру, отрезающую ему кусочек. Поза девочки, ее опущенные плечи передают состояние задумчивости (возможно, о том, что они будут есть потом, ведь тот кусок, что на столе, по-видимому, для больной матери). Скудная обстановка избы, бедная одежонка детей, а также темный колорит картины создают настроение грусти, почти безысходности.