Вы здесь

11.11.2021

Культурно-выставочный центр Русского музея

   Друзья, сегодня в рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея расскажем вам об одном из самых ярких представителей русской живописи XIX – XX веков – Илье Ефимовиче Репине (1844 – 1930).

   Илья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III. Как утверждал сам художник, искусство было с ним всегда и везде, и никогда его не покидало.

   Русская живопись немыслима без шедевров Репина, а это – «Бурлаки на Волге», «Садко», «Казаки пишут письмо турецкому султану», и другие знаменитые картины. Они привлекают своим одухотворенным началом, превосходным ощущением жизни, ярким отображением натуры со всеми ее стихийными чувствами. Картины Репина стали уникальной исторической ценностью, ведь во многих произведениях он брал за основу происходящие в этот момент наиболее острые проблемы и события. Но особого отношения заслуживают психологические портреты мастера. К портретному жанру Репин обращался на протяжении всей жизни. Его интерес к постижению человека был неисчерпаем. Увлечение натурой, острое чувство неповторимости каждой личности, поразительное разнообразие живописного языка – составляют силу и новизну репинских портретов.

   Портрет Николая Ивановича Пирогова был исполнен в три сеанса – 22-24 мая 1881 года. «Он гений! Да, несомненный гений!», - восклицал художник, восхищаясь масштабом этой неординарной личности. Прибыв на юбилейные торжества в честь 50-летия врачебной и научной деятельности Пирогова, Репин сам предложил написать его портрет. Через несколько дней после завершения работы, консилиум именитых коллег во главе с профессором Склифософским фактически вынес Пирогову смертный приговор, подтвердив онкологический диагноз.

   Вряд ли Репин знал о болезни Пирогова, но он интуитивно уловил сложное психологическое состояние человека, осознающего свой скорый уход. Черный цвет одежд уплощает объем, и фигура Пирогова, практически неотделенная от фона, кажется бесплотной, постепенно погружающейся в тень. Руки, инструмент хирурга, сокрыты, но ритмика складок обозначает жест сцепленных кистей, который может быть воспринят как метафора замкнувшегося круга земного существования.

   Портрет Николая Пирогова из собрания Русского музея (СПб) представлен на выставке «Художники - передвижники» в КВЦ Русского музея в Когалыме.

   Узнать больше о художниках – передвижниках, об жизни и творчестве, можно записавшись на экскурсию по тел. 8(34667)65700