Вы здесь

16.03.2021

ИСТОРИЯ КОГАЛЫМА

   15 марта исполнилось 45 лет с момента высадки первого строительного десанта на месте будущей станции Когалымской, и сегодня в рубрике «История Когалыма» мы публикуем отрывок из воспоминаний одного из первопроходцев – Владимира Анатольевича Ткаченко.
   В марте 1976 г. я встретился с однокашником, командиром Украинского республиканского студенческого строительного отряда Питерским Александром Павловичем, который переходил на работу во вновь созданный строительно-монтажный поезд №524. Этот поезд должен был начать работать на Всесоюзной ударной комсомольской стройке по сооружению железнодорожной магистрали Сургут – Уренгой. Я взял путёвку ЦК ВЛКСМ Украины и отправился на Всесоюзную ударную стройку.
   7 апреля 1976 г. я был принят на работу в СМП-524 начальником трассового участка и прибыл в Когалым на вертолёте вместе с бригадой Торского. В течение дня мы поставили для себя 10-местную палатку. Эта палатка была уже второй, так как за неделю до этого на двух тракторах и одном ГТТ сюда добрался десант бригады Терёхина, в течение месяца пробивавший первый зимник от Ульт-Ягуна до Когалыма.
    В первую очередь я должен был принять от Новосибирского института разбивку трассы будущей железной дороги от разъезда Покачи (40-й километр) до станции Ноябрьск (203-й километр). Кроме того, нужно было выполнить подготовительные работы для приёма и организации дальнейшей работы пятнадцати студенческих строительных отрядов. 800 студентов должны были скоро прибыть в Когалым для вырубки просеки полосы отвода железной дороги с 40-го по 205-й километр. Времени на подготовку почти не оставалось. Набрав штат участка из 30-40 вальщиков леса, мы начали валку леса в районе станции Когалым, а также вырубку просеки на участке с 14-го по 28-й километры, помогая СМП-547 из Ульт-Ягуна.
    В течение апреля и мая для стройотрядов нужно было завезти всё необходимое из Сургута: палатки, инвентарь, инструмент, спецодежду. Самым сложным в трассовых условиях было изготовление пяти печей-буржуек на каждый стройотряд.      Второй непосильной задачей было подготовить на участке длиной 160 километров места для лагерей стройотрядов и вертолётных площадок. Расстояние между лагерями должно было соответствовать трудоёмкости работ, которые мог выполнить каждый студенческий отряд. Для расчёта загрузки стройотрядов нужно было произвести таксацию леса с подсчётом его запасов на каждом километре трассы. На тот момент никакой вездеходной техники у нас не было, нужно было с собой нести по тайге продукты, бензопилы, бензин, топоры. В выполнении этой сложной работы могли помочь только самоотверженные родственные отношения, поэтому во главе звена из четырёх человек я поставил своего брата, Ткаченко Сергея. Это звено двигалось на Север, выпиливая подходы для вертолётов. Делали всё, что необходимо по нормам для временных вертолётных площадок: площадки обозначали номером, на флагшток вешали флажок для определения направления ветра. Я занимался инженерной и технологической подготовкой этого похода.
    Прочитать воспоминания о жизни в Когалыме или оставить свои можно на странице проекта «Мой Когалым» на официальном сайте Музейно-выставочного центра http://museumkogalym.ru/my-kogalym/memories