Вы здесь

3.03.2021

автомобильный фонарь фирмы «Блерио»

    Сегодня в рубрике «PROмузей» мы расскажем об интересном предмете из фондов музея – автомобильном фонаре необычной конструкции фирмы «Блерио».
    Поскольку любое транспортное средство сейчас оснащается осветительными приборами, то современному человеку трудно представить, как обходились без них ранее. Скорее всего, создатели первых автомобилей даже и не предусматривали их использование в ночное время. Тем не менее, со временем автомобили стали передвигаться по дорогам и в тёмное время суток, а значит возникла необходимость освещения дороги перед автомобилем. 
    Первоначально главным источником света являлись свечи или масляные горелки, но свет от них был слабым и рассеянным, так что на машинах они могли использоваться только в качестве габаритных огней.
    В 1896 г. инженер Луи Блерио предложил использовать для освещения дороги газ ацетилен, который выделялся при взаимодействии карбида кальция с водой. Ацетиленовые фары представляют собой сложную конструкцию, а их включение – это целый ритуал. Сначала требуется открыть краник ацетиленового генератора, чтобы вода закапала на карбид кальция, который находится на дне металлического резервуара. Образующийся при этом ацетилен поступает к горелке, которая находится в фокусе отражателя. Гореть подобный фонарь мог недолго – водителю часто приходилось останавливаться, чтобы очистить фару от копоти и заправить генератор новой порцией карбида и воды. Помимо автомобилей, подобные фонари использовались на велосипедах (в уменьшенном варианте) и на паровозах (в увеличенном), но не нашли широкого распространения. Это объяснялось сложностью в обслуживании, малым временем работы, а также тем, что ацетилен – ядовитый и взрывоопасный газ, что приводило к несчастным случаям. 
    Отдельного упоминания заслуживает основатель фирмы – Луи Блерио. Добившись в сфере автомобилестроения лишь скромных успехов, всемирную известность он получил как авиаконструктор и один из пионеров авиации – он первым из французов получил удостоверение пилота. Увлекшись авиацией, Блерио сначала создавал самолеты необычной конструкции (например, с хвостовым оперением, расположенным спереди). Прекратив эксперименты и начав строить самолеты классической схемы, 25 июля 1909 г. на самолете «Блерио ХI» он первым пересек Ла-Манш, став всемирно известным и выиграв приз в тысячу фунтов стерлингов, учрежденный лондонской газетой «Dаilу Маil».
    В 1936 г., после смерти авиатора, Международная авиационная федерация учредила в его честь почётную медаль. Медаль может быть вручена до трех раз в год рекордсменам в категориях скорости, высоты и дальности полёта на легких самолетах, награждение ею продолжается до сих пор. В 1967 г. Луи Блерио был занесен в Международный зал славы авиации и космонавтики.