Вы здесь
Культурно-выставочный центр Русского музея
На выставке «Коллекция В.А. Кокорева» в Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме можно увидеть работы художников, чьё творчество оказало влияние на развитие не только русского, но и мирового искусства, и среди них – Сильвестр Щедрин, о котором мы сегодня расскажем.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин родился в 1791 г. в Санкт-Петербурге. Его отец – Феодосий Фёдорович Щедрин – был известным скульптором и ректором Императорской Академии художеств. В возрасте девяти лет Сильвестр Щедрин поступил в Академию художеств, где специализировался по пейзажу. В 1811 г. он окончил Академию с Большой золотой медалью, однако отправиться в полагающуюся ему поездку в Италию он смог только в 1818 г. – помешала война с Наполеоном.
Обучаясь в Академии художеств, Щедрин копировал итальянские пейзажи и представлял себе эту страну как набор музейных картин, но, приехав туда навсегда влюбился в эту страну. Его захватила атмосфера жизни в Италии, а кроме того, он получил возможность увидеть, как работают живописцы из других стран. Тем не менее, никто не оказал на него какого-то заметного влияния, он всегда оставался самим собой.
В Россию художник не возвратился. Работая в Италии, Щедрин часто говорил, что для пейзажного живописца нет ничего лучше этой страны. Он прожил непродолжительную, но очень плодотворную жизнь и создал множество талантливых работ. Художник умер в Соренто в 1830 г. в возрасте 39 лет. После смерти художника большинство картин так и остались за пределами России.
Щедрин привнёс новый взгляд в русское пейзажное искусство, впервые обратившись к пленэру, – хотя традиционно считается, что к пленэру, т. е. искусству изображать пейзаж при естественном свете и в естественных условиях, русские живописцы обращаются лишь во второй половине XIX в. Талант Сильвестра Щедрина ценили не только в России, но и в Италии: в 1829 г. он был избран почётным профессором Королевского института изящных искусств в Неаполе. Можно сказать, что Щедрин – первый русский пейзажист, который был признан на Западе.
Среди итальянских городов особой загадочной атмосферой выделяется Поццуоли, находящийся на месте античного поселения. Щедрин жил и работал там два месяца, в мае и июне 1828 г. и более в тех местах не бывал. Именно к этому периоду, скорее всего, относится работа «Храм Сераписа в Поццуоли». В Поццуоли сохранились архитектурные памятники античности, в частности Храм Сераписа или Серапеум. В действительности «храм» был крытым рынком, а его название происходит от неправильного истолкования функций здания после обнаружения в нём в 1750 г. статуи древнеегипетского бога Сераписа. От здания сохранились три великолепные колонны из зелёного мрамора – именно они являются центром композиции полотна. Эта работа входит в число лучших работ Щедрина, где художник решает проблему пленэра и пишет на открытом воздухе.
Эту и другие работы выдающихся художников вы можете увидеть в КВЦ Русского музея в Когалыме по адресу ул. Югорская, 30. Телефон для записи на экскурсии: 65-700