Вы здесь

26.01.2021

ИСТОРИЯ КОГАЛЫМА

   В нашей постоянной рубрике «История Когалыма» мы уже рассказывали о вкладе азербайджанских и литовских строителей в формирование архитектурного облика города, а сегодня поговорим о том, как начинали свою работу в Когалыме латвийские строители.
   Строительство жилья в Когалыме со стороны Латвии было поручено специально созданной передвижной механизированной колонне №177 (ПМК-177) Рижского треста крупнопанельного домостроения. Для строительства был выбран проект девятиэтажных панельных домов 602-й серии, уже опробованный в Риге и Ленинграде. Для экстремальных северных условий проект был адаптирован – панели сделали утеплёнными.
   В первом эшелоне, уходившем из Риги в Когалым в сентябре 1980 г., находилось всё, что могло пригодиться строителям на первых порах: походные столовые, платформы с железобетоном, холодильник с запасом продуктов, электростанция. Строителям нужно было создать в Когалыме производственную базу, возвести временный посёлок для рабочих, подготовить площадку под капитальные жилые дома. 
   Первоначально строители работали вахтовым методом, жили в вагончиках и питались в походной столовой, впоследствии сформировался постоянный коллектив рабочих, которые приехали в Когалым уже с семьями.
   Уже в первый год работы латвийским строителям, так же как их коллегам из Литвы и Эстонии, предстояло построить 10 000 кв. метров жилья. Эстонские и литовские строители строили пятиэтажные дома, а латвийские приступили к строительству первой в городе девятиэтажки на 180 квартир (сейчас – ул. Дружбы Народов, 26). В апреле 1981 г. генподрядная организация СУ-78 начала забивать сваи на месте будущего дома, в июне строители приступили к монтажу конструкции.
   Всё необходимое, включая строительные конструкции и технику, доставляли из Латвии: железнодорожные составы формировались в Риге и отправлялись партиями по 3-5 вагонов. Железобетонные панели отправляли в металлических кассетах, которые следовало вернуть в Ригу для отправки следующей партии. В пути вагоны иногда терялись на сортировочных станциях, что ставило под удар сдачу объектов. Из-за отсутствия необходимых конструкций монтаж часто вёлся ступенчато, в решётке оставляли пустые места, которые заполняли по мере поступления нужных частей конструкции, работая порой в три смены.
   Несмотря на трудности, строители ПМК-177 в декабре 1981 г. сдали в эксплуатацию свой первый жилой дом и три десятка коттеджей. Качество работы латвийских строителей было отмечено специальным дипломом ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности.