Вы здесь

16.04.2020

Воспоминания Шмаль Г.И.

   Сегодня в нашей рубрике «35 фактов о Когалыме» мы хотим поделиться воспоминаниями Шмаль Геннадия Иосифовича.
   О времени комсомольских строек и участии в них студенческих строительных отрядов оставил воспоминания Геннадий Иосифович Шмаль, тогда – первый секретарь Тюменского обкома комсомола, впоследствии – заместитель министра Миннефтегазстроя СССР:
   «Километрах в пятидесяти за Сургутом есть такой разъезд – Ульт-Ягун, с этого вот Ягуна и пошла дорога на Уренгой. А в ста километрах на север от Ульт-Ягуна возникла станция Когалымская, будущий город Когалым. В марте 1976 г. здесь высадился первый десант строительно-монтажного поезда №524. Перед ним была поставлена задача проложить железную дорогу от Ульт-Ягуна на север, до Ноябрьска.
   Первый рабочий поезд прибыл на станцию Когалымская из Сургута уже в 1977 г. Начальником СМП-524 был Саша Питерский. Вернее, Александр Павлович Питерский. Замечательный инженер, порядочный, отзывчивый человек. Прекрасный организатор. Это я его знал ещё просто как Сашу, года с 67-го, когда он приезжал к нам в область как боец студенческого строительного отряда, а потом руководил сводным отрядом украинских студентов. Двадцать тысяч человек было под его началом! А когда окончил институт, попросился в Сибирь на работу. «Заболел Сибирью». Кстати, в первое же лето на строительство железной дороги в район Когалыма приехали 17 студенческих строительных отрядов из Киева и Харькова.
   Работали студенты хорошо. Конечно, это было подспорье, тем более, что они приезжали к нам на два летних месяца – им не нужно было жильё, они жили в палатках, и сами заботились об обустройстве своего быта и отдыха.
   Да, конечно, ребята там и себя проверяли: кто я? что могу? Да и интересно ведь, что за Сибирь. Конечно, немаловажна была и материальная сторона. Эти отряды давали студентам неплохо подзаработать.
   Знаете, как популярны были эти отряды! Что вы! В Тюмень конкурс был! По 5, иногда по 10 человек на место! Мало было изъявить желание поехать в отряд, нужно было сначала получить какую-нибудь рабочую специальность, нужную на стройке. Хочешь в отряд – научись сначала работать и рубанком, и топором, сдай экзамен по технике безопасности – обязательно.
   И ещё надо сказать, что ребята к тому же многому учились в процессе работы. Проходили там потрясающую школу, приобретали ценнейший опыт. Не случайно многие из них потом стали большими руководителями».
#35фактовоКогалыме#Музейневыходяихдома