С чего начинается Родина

Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации города Когалыма
Муниципальное бюджетное учреждение «Музейно-выставочный центр»
Всероссийский детско-молодежный патриотический фестиваль «Молодые патриоты России»
Конкурс сценариев патриотической направленности.
 
Лекция-концерт «С чего начинается Родина»
 
Автор: Регина Султангирова 
Место проведения: МБУ «Музейно-выставочный центр», Общеобразовательные школы города Когалыма.
Время проведения 2017 год: День защитников Отечества, День Победы, День призывника.
Организаторы: МБУ «Музейно-выставочный центр»
Участники: МБУ «Музейно-выставочный центр», Общеобразовательные школы города Когалыма, МАУ «КДК «Арт-Праздник»
 
Сценарий
 
- В темноте начинает очень тихо звучать духовный стих «Заповеди блаженств» - в исполнении ансамбля «Сирин» (звучит в записи).
- Начинается видеоряд Сибирской природы (по временам года), деревенского пейзажа с церковью, переход на храмовый комплекс г. Когалыма.
- Кадр останавливается, песня продолжает звучать, звук микшируется.
- На фоне видеоряда звучат слова ведущей (за кадром).
 
Ведущая 1:
 
С чего начинается Родина? С чего начинается наша Православная Родина? Конечно же - с любви. С любви к Богу, к матери, к отчему дому, своим родным и односельчанам… - одним словом: с любви ко всему родному.
 
Когда-то весь смысл жизни христианской семьи сводился к тому, чтобы стяжать эту любовь и зажечь искорку в детской душе. По народной традиции на Руси чадочки воспитывались на удивительных по красоте и содержанию былинах, сказах, эпических и духовных стихах, колыбельных песнях.
 
- Включаются софиты. Ведущая, в традиционном русском костюме выходит на центр сцены.
 
Русские духовные стихи – это особый репертуар народного песенного творчества. Проникнутые необыкновенно глубоким молитвенным чувством духовные стихи звучат торжественным гимном к Богу, воспитывая в человеке стремление к сердечной простоте и духовному совершенству.
 
Зимними, долгими вечерами бабушки пели своим внучатам такие красивые песни, словно выплетали затейливое ажурное кружево из странных и незнакомых ребенку слов. Народ пел такие песни-молитвы от избытка любви к Богу и пел их с большим благоговением и благочестивыми размышлениями.
 
«Все с царствия, с небесного» (живое исполнение)
Все с царствия, с небесного
Прилетали к нам два голубя -2р.
Два голубя оба белыя - 2р.
Эт не голуби и не белыя, – 2р
А два ангела – два хранителя – 2р.
Душам нашим покровителя.
 
- Выходят ведущая №2 и ведущая №3 (в строгих – светских - костюмах, становятся по обе стороны от Ведущей №1.
 
Ведущая 2:
 
Для нас - на земле - зримым образом нашего ангела-хранителя являются наши мамы. Слова: Родина, Бог и Мама стоят в одном логическом ряду и в сознании русского человека имеют равноценное значение.
 
Кто, как ни мать, может заложить в душу своего ребенка самые светлые и чистые помыслы, воспитать любовь и уважение ко всему родному.
 
Мать и дочь… Можно ли представить более тесный союз, ведь именно мать передает своей дочери умение воспитать в своём чадочке любовь к миру Божьему, Отчизне и ближнему своему.
 
Ведущая 2:
 
А как же болит сердце матери о своём сыне, который вот-вот встанет на защиту Отчизны. И хотя служба в армии была делом почётным, и с детства у мальчиков воспитывалось стремление послужить своему Отечеству, мать провожала сына в рекруты с тяжелым сердцем.
 
- Звучит фонограмма - Песня: «Отец и мать благословите» (ансамбль «Русичи»)
 
Отец и мать благословите
на службу сына своего.
Вы дайте мне коня гнедого
С черкесским боевым седлом
Я сяду да на коня гнедого
всю грудь слезами оболью.
Бог знает когда я ворочуся
назад на Родину свою….
 
- На 1-й минуте звук микшируется – звучит тихим фоном для текста ведущей.
 
Ведущая 1:
 
Когда наступает время сбора на службу – мать и вся женская родня заливалась горючими слезами. В день отъезда новобранца собирается вся деревня и начинается трогательное прощание: он падает в ноги всем родным и близким, начиная с отца и матери, с посторонними только обнимается.
 
В доме новобранец в каждой комнате, становится на колени - молится Богу перед иконами, затем идёт во двор – прощается со скотом: перед каждой животиной он кланяется до земли и благодарит за верную службу. Когда солдат отъезжает - он в последний раз прощается с матерью. Она обхватывает его руками и напутствует причетами.
 
Ведущая 2:
 
К кому, как ни к Пресвятой Богородице могла обратиться она в своих молитвах. Самой действенной молитвой в народе считалась материнская молитва - как самая жертвенная. Обращалась мать к Богородице – Матери всех православных христиан, которые спасены кровью Её Предвечного Младенца.
 
Ведущая 1:
 
Причет матери (живое исполнение со свечей)
Пресвятая Богородица,
Ты спаси моё дитятко, милое
Пресвятая Богородица,
Защити мое рожденьице сердечное.
Ты прощай, мое рожденьице сердечное,
Скачена ты ягодка – жемчужинка,
Ты пойдешь рожденьице сердечное,
Не по старому, да не по прежнему.
И дадут не тонку белую рубашечку солдатскую,
На твое – то тело белое,
А дадут шинель казенную
Не по косточкам, да не по плечушкам.
И дадут фуражку-то солдатскую
Не по буйной по головушке,
И сапожки-то да не по ноженькам,
А рукавички-то да не по рученькам.
Станут высылать на путь-дороженьку широкую,
А волока-то будут долгие,
Да и версты-то не мерные.
Пойдут леса – то темные, высокие.
Пойдешь сугрева ты боженая
В города-то все незнамые,
Все народы незнакомые.
Как дойдешь до храма до Господнего
Да до церкви до священныя,
Ставь-ко свечечку Царю Небесному,
Пресвятой-то Богородице.
Служи молебны-то заздравные,
За великое, за здравие,
Чтобы дал Христос Истинный
Уму-разума великого
На чужой, на дальней, на сторонушке.
Служи-ко верою, да правдою,
Держись за веру христианскую.
А и слушай судей – властей милостивых,
Командиров, офицеров, да и рядовых солдатушек.
Будут судьи власти милостливы,
А сердца их будут жалостливы.
Пресвятая Богородица,
Ты спаси моё дитятко, милое
Пресвятая Богородица,
Защити мое рожденьице сердечное.
 
- Ведущая № 1 – после исполнения причета уходит со сцены.
 
Ведущая 3:
 
Покровителем православных воинов является Георгий Победоносец – особо чтимый и любимый в русском народе святой – защитник силой оружия. В народе его любовно называли Егорий Хоробрый. Смело шли в бой русские воины под знаменами с изображением святого Великомученика Георгия.
 
- Видеоряд дореволюционной съёмки Казачьего войска.
 
- На фоне видеоряда фонограмма песни фольклорного ансамбля «Казачий круг»
 
Всадники Други (в записи)
 
Всадники-други в поход собирайсь,
Хор трубачей отозвалси.
Ну-ка-ся, живее вы коней седлайте, -
Взводного голос раздался.*
 
Справа повзводно, глядеть молодцами,
Ну не горячите лошадей, -
Командир скомандывал, дёрнул усами, -
Ну-ка-ся, ребята, живей.
 
Бесются кони, гремять удялами,
Прыгають и скачуть, храпять.
Вот уж казаки блещуть киверами,
К сборному месту спяшать.
 
Ведущая 2:
 
«Кто в солдатах не бывал, тот и света не видал» - так пелось в старинной песне!
 
Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за своё национальное существование. Звание воина, защитника всегда было почетным на Руси.
 
Именно ему – русскому солдату мы обязаны тем, что ходим по российской земле, говорим на русском языке, поём русские песни. Русский солдат знал, что победа гарантирована, если она добывается во славу справедливости и на пользу России - с молитвой, крестом и честью.
 
Россия редко вела захватнические войны, и потому в истории русского солдата правда и справедливость играли немалую роль.
 
Песни, сказки, шутки - всё поэтическое наследие наше было проникнуто любовью и уважением к солдату - как деятелю Отечества, как к боевому представителю всего народа в целом.
 
- Видеоряд пейзажа разных стран - где проходили военные действия русской армии.
- На фоне видеоряда фонограмма песни «Служба ли матушка» фольклорного ансамбля «Казачий круг».
- Звук микшируется, слова ведущей звучат на фоне видеоряда.
 
Служба ли матушка
 
Ай, служба ли матушка да тебе ль надоела,
Али заболел твой добрый конь?*
 
Эх, коник мой добрый службы да не боится,
Он здоров и весел, громко ржёть.
 
Эх, конь здоров и весел, а он громко ржёть.
Ой, да казака, эх, она – горе берёть.
 
Ой, да казака, эх, она – горе берёть, эх,
Ой, да что на службицу казак идёть.
 
Ой, да что на службицу казак идёть,
Ой, да за собой коня ведёть….
 
Ведущая 3:
 
Русский солдат… История формировала его долго и сложно. Он воевал в лесах дальнего Севера, где до него не воевал никто, преодолевал горные хребты Юга, когда это считалось невозможным, проходил насквозь таежные джунгли Востока, отсутствующие на географических картах, а на равнинах Европы спокойно скрещивал оружие с опытнейшими воинами.
 
О русском солдате ходили легенды. Искусство побеждать было, как бы, заложено в характере русского воина.
И ещё одно его качество удивляло всех тех, кто с ним сталкивался – великодушие:
 
- Французы времён Наполеона не могли нахвалиться «добродушными сынами степей», которые оказались честнее и дисциплинированнее чем собственные их гренадеры, воспетые поэзией.
 
- Немцы с удивлением отмечали, что русский человек добр, мягок и сердоболен.
 
- Японцы с полным недоумением и растерянностью констатировали, что русские не злопамятны. А в песнях болгарских, слово «русский» стало синонимом справедливости….
 
- Видеоряд боевых действий ВОВ.
 
- Звучит фонограмма песни «Вставай страна огромная»
 
- Ведущие стоят на сцене.
 
Вставай, страна огромная 
Вставай, страна огромная, 
Вставай на смертный бой 
С фашистской силой тёмною, 
С проклятою ордой.
 
Припев:
 
Пусть ярость благородная 
Вскипает, как волна, — 
Идёт война народная, 
Священная война!
 
Как два различных полюса, 
Во всём враждебны мы. 
За свет и мир мы боремся, 
Они — за царство тьмы.
 
Припев.
 
Дадим отпор душителям 
Всех пламенных идей, 
Насильникам, грабителям, 
Мучителям людей!
 
Припев.
 
Не смеют крылья чёрные 
Над Родиной летать, 
Поля её просторные 
Не смеет враг топтать!
 
Припев….
 
- На 2-й минуте звук микшируется, слова звучат на фоне видеоряда:
 
Ведущая 2:
 
В годы великого испытания значительной и незабываемо важной стала величайшая победа. Советский солдат, впитавший в себя все традиции старого русского воина, освободил из-под фашистского ига весь мир, весь славянский народ. Сражение не имело определенного поля, оно шло всюду и везде и осталось за нами.
 
Вера и надежда на то, что Господь хранит и не оставит Россию, в народе жила всегда.
 
Обращение к Богу - о спасении от фашистского ига - стало всеобщим: по всей стране были вновь открыты храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священников возвращали с фронтов и тюрем, начались церковные службы.
 
Когда стоял вопрос о сдаче Ленинграда, было знамение: «…вынести чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнести её крестным ходом вокруг города и ни один враг не ступит на его землю. Затем икона должна быть в Сталинграде, сдавать врагу который было нельзя».
 
Икона Казанской Божией Матери шла с войсками нашей армии до западных границ России!
 
Ведущая 3:
 
Русский солдат отразил в себе характер создавшего его народа: скромный
 
и самоотверженный - в служении людям, открытый и отзывчивый - к чужому горю - он, даже совершая подвиг - идя на верную гибель, стремился оставаться в тени.
 
Несмотря на всю жестокость войны советский солдат не терял человеческого облика, оставаясь нежным и любящим сыном, женихом, мужем, отцом.
 
- Включаются софиты.
- Слова ведущей звучат в полной тишине (меняется тема повествования).
 
Ведущая 2:
 
Им было, в среднем по двадцать…
Как это много в измерении исторических перемен последнего времени, и как ничтожно мало, если столько отведено тебе судьбой. Они уходили от нас в этом возрасте. Иные – моложе, иные – постарше. Ни один не гадал, что погибнет, совершив поступок, о котором скажут потом – подвиг. В лексиконе ребят 80-х годов ХХ века отсутствовало это слово, заменялось на куда более прозаические: спасение, выручка, помощь, защита. И, тем не менее, неосознанно, каждый вложил в свой поступок не только всю свою энергию, силу и волю в последний момент, но и страсть будущей жизни – недожитой, недопетой, недолюбленной.
 
- Ведущая №2 уходит со сцены.
- Выходит исполнитель песни с гитарой, в военной маскировочной форме.
- Видеоряд боевых действий в Афганистане (1980-е)
 
 
 
Песня «Я тебя не оставлю, Лёха» (живое исполнение)
Гладиолусом взрывы цветут.
Тучи гари по небу плывут.
Дождь огня исхлестал и людей, и дома, и землю.
Был приказ - бросить всё, и назад.
Дым и копоть забили глаза.
Друг из виду пропал, уже отошёл, наверно...
 
Кругом осколки визжат,
Пацаны лежат,
Свой безжизненный взгляд устремив кто в землю, кто в небо.
Для чего мы хороним здесь
Свою душу, друзей и честь?
Ты скажи, командир. Да ты и сам не знаешь ответа...
 
Где ты, дружбан ты мой,
Что же стряслось с тобой?
Почему тебя нет среди тех, кто вернулся из боя?
Ком к горлу подкатил.
Я же тебя просил,
Чтобы ты все время держался вместе со мною.
Лейтенант, братан, отпусти!
Мне надо Лёху найти!
Он, наверно, остался лежать у развилки проклятой...
Был бы ранен легко - сам дошёл.
Я-то знаю его хорошо.
Да куда ж он пропал, ведь все время был рядом...
 
Ох, не дай грех мне на душу взять,
Отпусти ты меня, лейтенант.
Ты пойми, всё равно я за Лёхой уйду по-любому...
Не дай Бог, чтоб ублюдки смогли
Другана моего добить.
Может, раненого тяжело, но ещё живого...
Саныч, слышь, мне плевать, что там смерть.
Я с братвой попрощаюсь навек.
Лёху хоть по кускам соберу, но там не оставлю.
Без него, мужики, не вернусь,
Потому никого не беру
Я с собой. Это дело моё, и я с ним справлюсь!
Ты скажи, командир.
Да ты и сам не знаешь ответа...
Ты скажи, командир.
Да ты и сам не знаешь ответа...
 
Ведущая 3:
 
В афганской и чеченской войнах была искусственно прервана связь воинских традиций русской и советской армии. Солдаты, брошенные на произвол судьбы в чужом краю, лицом к лицу встретились со смертью. Пережив все ужасы войны многие из них погибали, исполняя заповеди Христовы - отдавая жизни «за други своя».
 
Это и героическая гибель личного состава шестой десантной роты из Пскова, и гибель ребят, отказавшихся снять кресты и поругать тела погибших сослуживцев в обмен на предложение сохранить им жизнь.
 
…Они навсегда остались в памяти родных и близких, земляков – всех, кто их знал лично. Их образы, имена обрели иной смысл и содержание. Никто и никогда не заменит матери сына, детям отца, поэтому мы, живые, должны ощущать кровное родство с их осиротевшими: родителями, детьми, вдовами и разделить их неутихающую боль……
 
- Ведущая № 1 выходит на сцену.
 
Ведущая 1:
 
Великими подвигами, многою верою и молитвою сложилась Русь. Тяжелый путь выпал на долю ей. Много скорбей и бед претерпела она, прежде чем стать великим государством Российским. Не одно поколение великих защитников вскормила Матушка - Россия.
 
Давайте и мы, как верные чада, будем любить и беречь свою Родину – Великую Русь - нашу Матушку-Россию.
 
- Ведущие №1 и №3 уходят со сцены.
- Звучит фонограмма песни «Служить России».
- Видеоряд военного парада на Красной площади
 
Служить России
Полки идут стеной,
Красиво держат строй,
И гордо шелестят знамена.
Комбат и рядовой,
Единою судьбой
Мы связаны с тобой, друг мой!
 
Служить России
Суждено тебе и мне.
Служить России,
Удивительной стране,
Где солнце новое встает
На небе синем.
 
Плечом к плечу
Идут российские войска.
И пусть военная дорога нелегка,
Мы будем верою и правдою
Служить России!
 
В бесстрашии атак
Спасли мы русский флаг,
И дом родной, и наши песни.
А коль придет беда,
Собою мы тогда
Отчизну заслоним, другой мой.
 
Служить России
Суждено тебе и мне.
Служить России,
Удивительной стране,
Где солнце новое встает
На небе синем.
 
Плечом к плечу
Идут российские войска.
И пусть военная дорога нелегка,
Мы будем верою и правдою
Служить России!
 
Полки идут стеной,
Красиво держат строй,
И вместе с нами вся Россия.
И он, и ты, и я –
Армейская семья,
И этим мы сильны, друг мой!