Вы здесь
Кадильница
И с вами снова рубрика «PROмузей»
В нашем сегодняшнем путешествии по фондам музея поговорим ещё об одном интересном предмете, который не представлен в экспозиции и который мало кто видел. Это кадило (кадильница, кацея).
Наверное, все знают церковное кадило с цепочками, которыми оно присоединяется к ручке. Каждение совершается во время молитвы, в кадило кладут горящий уголь, а сверху на него – ладан. При нагревании и сгорании ладан испускает благовонный дым – фимиам. В нашей разновидности кадильницы нет цепей, вместо них на боку имеется ручка. Такая кадильница называлась кацеей и использовалась, в основном, при совершении религиозных обрядов вне церкви. До настоящего времени кацея используется старообрядцами-беспоповцами, а также поповцами в случае, когда служба совершается без священника.
В общем случае можно сказать, что кадильница – это устроенный определённым образом сосуд для окуривания чего-либо дымом от сжигаемых в нём материалов. Наша кадильница использовалась, скорее всего, не в богослужебных обрядах, а в обрядах бытовой магии.
Животноводство занимало большое место в жизни многих народов России. Большое поголовье скота позволяло получать достаточное количество продуктов, а также продавать излишки. «Заразительные болезни», сопровождающиеся «упадком скота», в прошлом были регулярными и наносили большой урон хозяйству. Потенциальная опасность потерять поголовье привела к появлению в традиционной культуре разнообразных ритуалов, обеспечивающих защиту скота, – своеобразной животноводческой магии.
После тяжёлого отёла часто совершали обряд очищения, окуривая углями с богородской травой и щучьим зубом скотину, приплод и помещение. Окуривание отелившейся коровы являлось повсеместно распространенным ритуалом, в Сибири очистительные процедуры для скота проводили с использованием не только богородской травы, но и навоза или сора из муравейника и муравьёв. Окуривание дымом от различных магических средств, к которым относили и щучьи зубы, широко практиковалось и в лечебно-профилактических целях.
Непосредственное отношение к домашним животным имел домовой, дух-хранитель дома. Домовой обитает в доме, под печью, но при этом его основное занятие – хранить скот и сторожить двор. На попечении домового находится прежде всего скотина (лошади, коровы, овцы и т.п.). Нелюбимых животных домовой «загоняет», катаясь на них ночами во дворе, забивает под ясли, путает и сбивает им гривы, хвосты. От проказ домового в разных районах России оберегались по-разному: помещали в конюшне медвежью голову, убитых ястреба или сороку, зарывали под жильём череп козла. В том числе, «для сбережения скота от козней домового» окуривали дом и двор медвежьей шерстью или ладаном.
#PROмузей#Музейневыходяиздома